ФЭНДОМ

30 марта — 89-ый день года (90-ый в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 276 дней.

Шаблон:Календарь на март

Праздники Править

См. также: Категория:Праздники 30 марта

  • Испания, Барселона, День цветов.
  • Малайзия, День султана Келатана.
  • День защиты земли. Отмечается ежегодно арабским населением оккупированных территорий и Израиля в память патриотов, убитых израильской полицией в 1976 г. во время демонстрации протеста против насильственной конфискации Израилем арабских земель.

Именины Править

События Править

См. также: Категория:События 30 марта

  • 1775 — Британский парламент принял закон, запрещающий Североамериканским колониям торговать с кем-либо кроме Британии.
  • 1814 — Союзные войска антинаполеоновской коалиции (России, Англии, Пруссии и др.) вступили в Париж.
  • 1820 — Первые американские миссионеры прибыли на Гавайские острова.
  • 1842 — Американский доктор Кроуфорд Уильямсон Лонг из городка Джефферсон (шт. Джорджия) впервые применил во врачебной практике эфир как анестезирующее средство при удалении опухоли на шее пациента. Он и позже успешно использовал эфир во время операций, но опубликовал отчёт о своих опытах только в 1849 году, что послужило поводом для оспаривания его открытия со стороны других медиков, пришедших к той же идее несколькими годами позже.
  • 1847 — Лев Николаевич Толстой начал вести дневник и продолжал это занятие всю жизнь. В полном собрании сочинений дневники писателя занимают 13 томов.
  • 1850 — Английский пассажирский пароход «Royal Adelaide» потерпел крушение на мели близ Маргита. Погибло 400 человек.
  • 1856Крымская война 1853—1856 гг. закончилась подписанием представителями России, Великобритании, Франции, Турции, Сардинии, Австрии и Пруссии II Парижского мирного договора. Турция в обмен на Севастополь и другие крымские города, взятые союзными войсками, получила город Карс, Молдавское княжество — часть Южной Бессарабии и устье Дуная.
  • 1858 — Хайме Лимпен из Филадельфии запатентовал карандаш со стирающей резинкой на другом конце.
  • 1863 — Датский король Фредерик VII отсоединил Шлезвиг от Гольштейна и присоединил к Дании.
  • 1867 — В Вашингтоне подписан русско-американский Договор. США приобрели у России Аляску с Алеутскими островами за 7200 тыс. дол.
  • 1870 — Вступила в силу 15-я поправка к Конституции США, запрещавшая дискриминацию по расовому признаку при предоставлении избирательных прав.
  • 1879 — Первое исполнение оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Это был ученический спектакль Московской консерватории в Малом театре.
  • 1880 — Во Франции запрещена деятельность иезуитов.
  • 1891 — Издан императорский указ о закладке Великого сибирского пути.
  • 1899 — Английский пассажирский пароход «Stella» погиб в Ла-Манше на скалах Каскет из-за просчёта капитана в счислении пути. Число жертв составило 105 человек.
  • 1905 — Восстание греков на Крите против турецкого владычества.
  • 1917 — Признание Временным правительством права Польши на независимость.
  • 1922 — В Киеве создан театр-студия «Березиль» (ныне Харьковский украинский драмтеатр).
  • 1934 — Газета «Правда» впервые употребила фразу «ТАСС уполномочен заявить».
  • 1934 — В Мурманске впервые проведена Полярная олимпиада.
  • 1945 — Освобождён от фашистских захватчиков г. Гданьск (Польша).
  • 1946 — Церемония вручения «Оскаров» впервые транслировалась по радио.
  • 1950 — Изобретённый фоторанзистор представляется в Murray Hill, Нью-Джерси.
  • 1953 — Всеобщая забастовка протеста против антидемократического закона о выборах в Италии.
  • 1954 — В Торонто открыта первая в Канаде линия метро.
  • 1956 — Произошло извержение вулкана Безымянный на Камчатке. Человеческих жертв зарегистрировано не было.
  • 1970 — На экраны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», ставший культовым.
  • 1971 — Л. Брежнев впервые запустил в оборот словосочетание «Образцовый коммунистический город» и заявил о сложившейся новой общности людей — советского народа.
  • 1972 — Великобритания ввела прямое правление в Северной Ирландии.
  • 1972Война во Вьетнаме: северовьетнамская армия начинает Пасхальное наступление, одно из крупнейших наступлений войны.
  • 1976 — Начало музыкального панк-движения: на первый концерт группы The Sex Pistols в одном из лондонских клубов собралась толпа из 50 человек! Вообще-то первая попытка была предпринята ещё в ноябре 1975 года, но тогда спустя десять минут после начала выступления группы в пригородной школе бального танца их выступление было прервано банальным отключением аппаратуры руководителями школы.
  • 1980Боб Дилан получает премию «Грэмми» как лучший вокалист года.
  • 1981 — В СССР впервые введено летнее время.
  • 1987 — На лондонском аукционе картина Ван Гога «Подсолнухи» продана за 50 млн. долларов.
  • 1990Борис Ельцин назначил Сергея Степашина временно исполняющим обязанности министра внутренних дел.
  • 1992 — Фильм «Молчание ягнят» завоевал пять призов «Оскар».
  • 1992 — Суд города Портленд вынес решение, обязывающее табачную компанию Philip Morris выплатить 81 миллион долларов семье скончавшегося от рака лёгких курильщика, который четыре десятка лет курил сигареты «Мальборо».
  • 1994Pink Floyd выпускают альбом «The Division Bell».
  • 1995 — Президент Белоруссии А. Лукашенко объявил о проведении референдума о роспуске парламента.

Родились Править

См. также: Категория:Родившиеся 30 марта

Скончались Править

См. также: Категория:Умершие 30 марта

Приметы Править

  • Алексей — человек божий.
  • Алексей — с гор потоки, с гор вода.
  • Алексей-вототек с гор потоки принесёт, рыба на ставу тронется, а зиму-зимушку на нет сведёт.
  • Каковы на Алесея ручьи (большие или малые), такова и пройма (разлив).
  • Рыба трогается с зимовья и трётся под берегами. Когда действительно вода с гор бежит, то ожидают благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев.
  • На Алексея выверни оглобли из саней. Покинь сани, снаряжай телегу. Сани на поветь.
  • На Алексея Тёплого доставай ульи (юж.области).
  • В этот день устраивают гусиные бои, а в южных губерниях начинают сеять овёс и ячмень.

Ссылки Править