ФЭНДОМ

22 марта — 81-й день года (82-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 284 дня.

Шаблон:Календарь на март

Памятные даты Править

Праздники Править

См. также: Категория:Праздники 22 марта

  • Навруз — народный праздник весны.
  • День Балтийского моря. Решение о ежегодном праздновании Дня Балтийского моря было принято на 17-м заседании Хельсинкской Конвенции (ХЕЛКОМ) в 1986 году.
  • Индия 1 чайтра — Новый год в Индии.
  • Лаос, День Народной партии.
  • Ливан, Иордания, День Арабской лиги.
  • Пуэрто-Рико, День эмансипации (День отмены рабства).

Именины Править

События Править

См. также: Категория:События 22 марта

  • 816 — римский папа Стефан IV (V) выбирается преемником Льва III.
  • 1312 — по настоянию короля Франции Филиппа IV Красивого папа римский Климент V распустил католический духовно-рыцарский орден тамплиеров (храмовников). Собственность ордена во всей Европе перешла к другим церковным орденам или была конфискована государством.
  • 1613 — группа пуритан отправляется из Англии в Америку, где они начнут строить Бостон.
  • 1633Галилей коленопреклоненно отрекается от своих научных изысканий на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор. На следующий день папа в порядке помилования заменит Галилею заключение в тюрьме инквизиции изгнанием, и тот сможет вернуться на виллу Медичи. Там он должен будет жить в строжайшем уединении.
  • 1634Рембрандт женится на Саскии, воспетой им на многих полотнах.
  • 1654 — в Москву прибывает посольство Богдана Хмельницкого для определения статуса запорожских казаков в составе России.
  • 1675 — король Англии Карл II основывает Королевскую обсерваторию в Гринвиче. Меридиан, проходивший через обсерваторию, был принят английскими моряками за точку отсчёта. До этого времени и ещё много лет после в качестве нулевого меридиана выбиралась долгота порта отбытия или столицы соответствующего государства. Лишь в конце прошлого века международное сообщество пришло к согласию считать нулевым Гринвичский меридиан.
  • 1697 — Началось «Великое посольство» Петра I в Западную Европу. Великими послами выступали Ф. Лефорт, Ф. Головин, П. Возницын, а Пётр I был членом делегации инкогнито под именем Преображенского полка урядника Петра Михайлова. Это длившееся почти полтора года посольство стало первым визитом русского царя в Европу.
  • 1772рабство объявляется в Англии вне закона.
  • 1841 — в США патентуется производство крахмала.
  • 1848Венеция объявляет о своей независимости.
  • 1859 — в Мельбурне создаётся первая в мире партия рабочего класса — Политическая трудовая лига Виктории.
  • 1868Арканзас повторно входит в состав США.
  • 1870Конгресс США создаёт Министерство юстиции.
  • 1870 — образована русская секция I Интернационала. Карл Маркс принял предложение быть её представителем в Генеральном совете.
  • 1873 — в Пуэрто-Рико запрещается рабство.
  • 1874 — впервые проводится игра в большой теннис.
  • 1876 — принятие конституции Испании.
  • 1882 — Конгресс США запретил многожёнство.
  • 1888 — собравшиеся в Лондоне представители двенадцати футбольных клубов образовали Английскую футбольную лигу.
  • 1894 — проводится первая хоккейная игра за Кубок Стэнли («Монреаль» выигрывает у «Оттавы» 3:1).
  • 1894Дагомея объявляется французской колонией.
  • 1895 — в Париже братья Люмьер впервые показали специально приглашённой публике фильм. На белом экране зрители увидели рабочих, выходящих с фабрики братьев.
  • 1897 — в отдельном кабинете ресторана «Славянский базар» происходит встреча В. И. Немировича-Данченко с К. С. Станиславским. День этой встречи считается днём рождения Московского художественного театра. Инициатором встречи был Немирович-Данченко.
  • 1902Британия и Персия заключают договор о соединении телеграфной линией Европы и Индии.
  • 1904 — в лондонской газете «Иллюстрейтед Миррор» впервые в мире публикуется цветная фотография.
  • 1907 — в Лондоне на улицах появились первые такси со счётчиками. Собственно, тогда и родилось само название этого вида городского транспорта по данному счётчикам названия таксиметров (от французского слова «taхе» и греческого «metron», означающих соответственно «плата» и «измерение»). Показывавшие пройденное расстояние счётчики избавили водителей и пассажиров от споров, сколько следует платить за поездку.
  • 1917США первыми в мире признают Временное правительство России.
  • 1919 — полет цельнометаллического пассажирского самолёта «Юнкерс F-13».
  • 1935Персия стала официально называться Ираном.
  • 1945 — в Каире основана Лига арабских государств. В состав Лиги первоначально вошли Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Трансиордания (ныне Иордания), Саудовская Аравия и Йемен.
  • 1957 — для гражданских и общественных целей в Индии введён Единый национальный календарь, в основу которого положена эра Сака (начало — 15 марта 78 г. до н. э.), а средняя продолжительность календарного года равна продолжительности тропического года. Началом года считается день, следующий за днём весеннего равноденствия. Год состоит из 12 месяцев: чайтра (30 или 31 день, начинается 22 или 21 марта), ваисакха (31 день, с 21 апреля), джаиштха (31 день, с 22 мая), асадха (31 день, с 22 июня), сравана (31 день, с 23 июля), бхадра (31 день, с 23 августа), асвина (30 дней, с 23 сентября), картика (30 дней, с 23 октября), аграхайяна (30 дней, с 22 ноября), пауза (30 дней, с 22 декабря), магха (30 дней, с 21 января), пхалгуна (30 дней, с 20 февраля). Календарь аналогичен григорианскому календарю и имеет ту же систему високосов. Для определения високосных годов календарь «приводится» к григорианскому: к номеру года прибавляется число 78. Так, для 1914 эры Сака имеем 1914+78=1992 — год високосный. В високосном году в месяце чайтра 31 день и начало года совпадает с 21 марта, в простом году этот месяц имеет 30 дней и его начало приходится на 22 марта.
  • 1963 — группа "Битлз" выпускает альбом Please Please Me, свой первый долгоиграющий альбом в Великобритании, который сразу же занимает лидирующие позиции в британских хит-парадах.

Родились Править

См. также: Категория:Родившиеся 22 марта

Скончались Править

См. также: Категория:Умершие 22 марта

ПриметыПравить

Ссылки Править