ФЭНДОМ

1944 (тысяча девятьсот сорок четвёртый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в субботу. Это 1944 год нашей эры, 944 год 2 тысячелетия, 44 год XX века, 4 год 5-го десятилетия XX века, 5 год 1940-х годов.

События Править

  • Вышла книга Рафаэля Лемкина «Правление государств „Оси“ в Оккупированной Европе», в который он впервые использовал термин «геноцид».

Январь Править

  • 1 января
    • Созванная по инициативе польских коммунистов 31 декабря 1943 года на территории, освобождённой РККА, Крайова рада народова приняла временные конституционные документы и декларацию с призывом бороться против Германии в союзе с СССР[2].
    • В Сирии все вопросы управления были переданы Францией в компетенцию сирийского правительства. Страна фактически стала независимой[3].
  • 3 января — на пост президента Либерии вступил Уильям Табмен, провозгласивший «политику объединения» нации и политику «открытых дверей»[4].
  • 4 января — началась сражение при Монтекассино.
  • 11 января — правительство СССР заявило о готовности положить в основу послевоенной границы с Польшей линию Керзона[5].
  • 13 января — ряду центральных улиц Ленинграда (Невский проспект, Дворцовая и Исаакиевская площади, Садовая улица, Дворцовая набережная) возвращены исторические названия.
  • 17 января — Британские войска в Италии форсировали реку Гарильяно.
  • 20 января.
    • Аргентина разорвала дипломатические отношения с Германией и Японией[6].
  • 22 января — союзники начали операцию «Shingle», штурм города Анцио (Италия)[7].
  • 24 января — начало Корсунь-Шевченковской операции, завершившейся окружением около 20 000 немецких солдат.
  • 27 января — Советские войска полностью сняли блокадное кольцо вокруг Ленинграда[8]. В тот же день в городе дан артиллерийский салют в честь снятия блокады[9].
  • 30 января — американские войска высадились на острове Маджуро (Маршалловы острова).
  • 31 января — американские войска высадились на атолле Кваджалейн и других островах архипелага Маршалловы острова.

Февраль Править

  • 3 февраля — американские войска освободили Маршалловы острова.
  • 7 февраля — в Анцио итальянские войска начинают контрнаступление.
  • 10 февраля — образован Моргаушский район Чувашии.
  • 14 февраля — антияпонское восстание на острове Ява.
  • 17 февраля — началось сражение за атолл Эниветок. Сражение завершается американской победой 22 февраля.
  • 20 февраля — начинаются американские бомбардировки германских самолётостроительных заводов, продолжающиеся целую неделю.
  • 22 февраля — Советская армия освободила от немцев Кривой Рог.
  • 23 февраля — началась депортация чеченцев и ингушей.
  • 24 февраля — после конфликта в руководстве армии президент Аргентины генерал Педро Рамирес временно передал властные полномочия вице-президенту генералу Эдельмиро Фаррелю[6].
  • 29 февраля — Высадка американских войск на островах Адмиралтейства в рамках операции «Brewer» под руководством генерала Дугласа Макартура.

Март Править

  • 3 марта — в СССР учреждены Орден Ушакова двух степеней и Орден Нахимова двух степеней.
  • 7 марта — Французский комитет национального освобождения издал ордонанс, предоставляющий мужскому населению Алжира право голоса на муниципальных выборах[10].
  • 8 марта — Депортация балкарцев.
  • 9 марта — подал в отставку президент Аргентины генерал Педро Рамирес. Власть перешла к вице-президенту генералу Эдельмиро Хулиану Фаррелю (до 4 июня 1946 года)[6].
  • 13 марта — РККА освободила от немцев Херсон.
  • 14 марта
    • Национальные лидеры арабского населения Алжира основали ассоциацию Друзья манифеста и свободы, выступившую за создание автономной Алжирской республики в рамках федерации с Францией[10].
    • В Аргентине официально распущена организация «Grupo de Oficiales Unidos», фактически правящая страной с 1943 года. Фактически власть переходит к т. н. «полковничьей группе»[6].
  • 18 марта — германские войска вошли в Венгрию.
  • 20 марта — Красная армия освободила Винницу.
  • 20 марта — части Второго Украинского фронта достигли советско-румынской границы.
  • 29 марта — Государственный комитет обороны СССР принял решение о первоочередных мерах помощи Ленинграду, освобождённому от блокады.

Апрель Править

  • 7 апреля — бомбардировка Тревизо
  • 10 апреля — в ходе Одесской операции полностью освобождён город-герой Одесса.
  • 11 апреля — советские войска освобождают город-герой Керчь.
  • 15 апреля — освобождён город Тернополь.
  • 21 апреля — Женщины во Франции получили избирательное право.

Май Править

  • 9 мая — освобождён Севастополь.
  • 11 мая — союзные войска перешли в наступление в Италии южнее Кассино[11].
  • 18 мая — депортация крымских татар из Крыма по приказу Сталина. За «массовое предательство» и «пособничество врагу», все крымские татары были в течение суток высланы из Крыма, в основном в Узбекистан.
  • 18 мая — битва при Монтекассино — вермахт эвакуируется, а союзнические войска захватывают Монтекассино после боёв, в которых погибло 20 тысяч человек.
  • 20 мая — представителями правительства Греции в эмиграции, греческих политический партий, Политического комитета национального освобождения Греции, Национально-освободительного фронта (ЭАМ), Греческой народно-освободительной армии (ЭЛАС) и др. греческих организаций подписано Ливанское соглашение о послевоенном будущем Греции. Предусматривало роспуск партизанских формирований и создание единой национальной армии, проведение плебисцита о будущем страны[12].
  • 24 мая — в Пермети прошёл 1-й Антифашистский национально-освободительный конгресс Албании[13].
  • 26 мая — конгресс в Пермети сформировал Антифашистский национально-освободительный совет Албании, председателем Президиума которого (главой государства) был избран Омер Нишани[14].

Июнь Править

  • 4 июня — Союзнические войска захватили столицу Италии Рим. Это первая столица государств Оси, павшая под натиском союзников.
  • 5 июня
    • Король Италии Виктор Эммануил III передал королевские функции своему сыну Умберто как королевскому наместнику[15].
    • Более тысячи британских бомбардировщиков сбросили 5000 тонн бомб на германские артиллерийские батареи на побережье Нормандии в качестве подготовки к высадке десанта.
  • 6 июня — Нормандская десантная операция началась на побережье Нормандии (Франция) высадкой союзнического десанта численностью 155 000 человек (День Д). Это крупнейшая десантная операция в истории человечества. Войска прорвали укрепления Атлантического вала и двинулись вглубь территории.
  • 9 июня — в Милане создано главное командование Корпуса добровольцев свободы, объединившего партизанские отряды различных итальянских партий[16].
  • 10 июня — подразделения полка «Фюрер» дивизии СС «Райх» уничтожили городок Орадур-сюр-Глан во Франции.
  • 13 июня — Германия начала массовый обстрел Англии самолётами-снарядами «Фау-1»[17].
  • 17 июня
    • В результате референдума расторгнута датско-исландская уния, Исландия провозглашена республикой.
    • С восстановленного большого конвейера Сталинградского тракторного завода сошёл первый трактор СТЗ-НАТИ[18].
  • 21 июня — постановлением СНК СССР утверждена Золотая медаль «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение», которая присуждалась отличившимся выпускникам средней общеобразовательной школы.
  • 22 июня — начало Белорусской операции (Багратион) советских войск против немецких, приведшее к разгрому немецкой группы армий «Центр» и краху всего немецкого восточного фронта, устойчивость которого нацистским войскам удалось восстановить ценой больших усилий и значительно западнее исходной позиции.
  • 25 июня — в Гватемале полиция открыла огонь по женщинам, участвовавшим в панихиде по жертвам диктатуры генерала Хорхе Убико. В стране началось восстание[19].
  • 26 июня — в ходе переговоров президента Финляндии Ристо Рюти с министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом подписано германо-финское соглашение, по которому Финляндия обязалась не заключать мира с СССР[20].
  • 28 июня
    • Советские войска Карельского фронта при поддержке десанта Онежской военной флотилии в ходе Выборгско-Петрозаводской операции освободили столицу Карелии Петрозаводск[21].
    • В концлагере Освенцим убито рекордное число людей за один день за всю историю существования лагеря — 24 тысячи человек, в основном венгерских евреев[22].
  • 29 июня
    • Подал в отставку президент Гватемалы Хорхе Убико. Он передал власть хунте из трёх отставных генералов[19].
    • Урхо Кекконен от коалиции партий «мирной оппозиции» вручил президенту Финляндии Ристо Рюти меморандум с требованием заключить перемирие с СССР и передать власть Карлу Маннергейму и Юхо Паасикиве[20].

Июль Править

  • 3 июля
    • Войска 3-го и 1-го Белорусских фронтов в результате Минской операции освободили Минск.
    • В Никарагуа группа рабочих лидеров объявила о создании Социалистической партии Никарагуа. Однако вскоре партия перешла к поддержке режима генерала Анастасио Сомосы.
    • В Гватемале подразделение вооружённых автоматами солдат захватило здание конгресса, депутаты были отправлены в президентский дворец, где были вынуждены избрать временным президентом главу правящей хунты генерала Федерико Понсе Вайдеса[19].
  • 5 июля — образованы Новгородская область и Калужская область[23].
  • 6 июля — в Гондурасе армия расстреляла митинг в городе Сан-Педро-Сула, убиты и ранены более 100 человек[19].
  • 8 июля
    • В СССР учреждены Орден «Мать-героиня» и Орден «Материнская слава» трёх степеней.
    • С конвейера Уральского Автомобильного Завода сошёл первый автомобиль — «ЗИС-5В»[источник не указан 217 дней].
  • 13 июля — войска 3-го Белорусского фронта освободили Вильнюс[24].
  • 13 июля — Начало Львовско-Сандомирской операции.
  • 14 июля — Начало Бреттон-Вудской конференции.
  • 18 июля — Начато проведение Люблинско-Брестской операции.
  • 20 июля — Совершено неудачное покушение на жизнь Адольфа Гитлера (Заговор 20 июля). Полковник вермахта граф Клаус Шенк фон Штауффенберг подложил бомбу в ставке фюрера «Волчье логово».
  • 22 июля
    • Польский комитет национального освобождения опубликовал в городе Хелм Июльский манифест, отменивший польскую конституцию 1935 года и все законы, изданные германской администрацией. Провозглашён союз с СССР и строительство новой Польши[25].
    • Получившая независимость Сирия установила дипломатические отношения с СССР[3].
  • 23 июля — советские войска освободили Псков.
  • 27 июля — от немецких войск был освобожден Львов (СССР).
  • 28 июля — от немецких войск был освобожден Брест (СССР).
  • 31 июля — от немецких войск полностью очищена территория РСФСР.

Август Править

  • 1 августа
    • Начало Варшавского восстания — самого большого восстания против немецких войск в Европе.
    • Ушёл в отставку президент Финляндии Ристо Рюти. На пост вступил маршал Карл Густав Маннергейм[20].
    • В Саранак-Лейк (США) скончался президент Филиппин в изгнании Мануэль Кесон. Новым президентом в изгнании стал Серхио Осменья[26].
    • Войска 3-го Белорусского фронта освободили город Каунас[27].
  • 2 августа — директива Ставки Верховного Главнокомандования командующим войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов о подготовке и проведении операции с целью разгрома вражеской группировки в районе Яссы — Кишинев — Бендеры[27].
  • 5 августа
    • Войска 4-го Украинского фронта освободили город Стрый.
    • Установление дипломатических отношений между Советским Союзом и Ливаном[27].
    • За выдающиеся заслуги в организации производства и освоении новых типов танков, самоходно-артиллерийских установок и танковых дизелей Кировский завод, ранее награждённый орденами Ленина, Красного знамени, Трудового Красного знамени, получил четвёртый орден — орден Красной Звезды[27].
  • 6 августа — войска 4-го Украинского фронта освободили город Дрогобыч[27].
  • 7 августа
    • Запущен первый американский программируемый компьютер «Марк I».
    • Войска 1-го Украинского фронта освободили город Самбор[27].
    • Войска 4-го Украинского фронта освободили город Борислав[27].
  • 9 августа
    • Решением Государственного комитета обороны СССР основан Минский автомобильный завод (МАЗ)[28].
    • Постановление ЦК ВКП(б) «О ближайших задачах партийных организаций КП(б) Белоруссии в области массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения»[27].
    • Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации»[27].
  • 11 августа — жители польской деревни Герасимовиче навечно занесли в список почетных граждан имя Героя Советского Союза Г. П. Кунавина, погибшего в боях за освобождение деревни[27].
  • 12 августа
    • Заявление правительства СССР правительству Болгарии о необходимости разрыва отношений Болгарии с фашистской Германией[27].
    • В Карском море потерпел крушение грузо-пассажирский пароход «Марина Раскова» в сражении с фашистскими подводными лодками[29].
  • 13 августа — образованы Костромская область[30] и Томская область.
  • 14 августа — образована Владимирская область[31].
  • 15 августа — 15-я союзная группа армий в Италии вышла на рубеж юго-восточнее Римини — Флоренция — река Арно[11].
  • 17 августа — английские войска заняли город Фалез[27].
  • 18 августа
    • Начало восстания в Париже против немецких войск.
    • В концлагере Бухенвальд убит лидер германских коммунистов Эрнст Тельман[32].
    • Войска 1-го Украинского фронта освободили город Сандомир[27].
  • 19 августа
    • За образцовое выполнение боевых заданий командования и героические подвиги на фронте командир 9-й истребительной авиационной дивизии 1-го Украинского фронта полковник А. И. Покрышкин награждён третьей медалью «Золотая Звезда»[27].
    • Начало восстания в Париже.
    • Английские войска закончили изгнание японцев с территории Индии.
  • 20 августа — начало Ясско-Кишинёвской операции, закончившейся 29 августа разгромом и окружением частей группы армий «Южная Украина».
  • 21 августа
    • Войска 2-го Украинского фронта освободили города Яссы и Тыргул-Фрумос.
    • В Думбартон-Оксе открылась конференция представителей США, СССР и Англии по вопросу о создании международной организации безопасности.
  • 22 августа
    • Войска 3-го Украинского фронта освободили город Белгород-Днестровский (Аккерман).
    • По призыву Коммунистической партии трудящиеся Марселя подняли восстание против фашистских оккупантов.
  • 23 августа
    • Войска 1-го Украинского фронта освободили город Дембицу.
    • Антифашистское вооружённое восстание в Румынии и свержение правительства Антонеску.
  • 24 августа — в ходе Ясско-Кишинёвской операции освобождён Кишинёв[33].
  • 25 августа
    • В Париж вошли основные силы французской танковой дивизии генерала Леклерка. Немецкий гарнизон, почти не сопротивляясь, капитулировал[34].
    • Министр иностранных дел Финляндии Карл Энкель через посла СССР в Стокгольме А. М. Коллонтай обратился к СССР с просьбой принять финскую делегацию для переговоров о заключении перемирия[35].
  • 26 августа — премьер-министр Египта Мустафа Наххас выступил с критикой Англо-египетского договора 1936 года[36].
  • 28 августа — союзные войска в Италии возобновили наступление, имея задачей выход в долину реки По[11].
  • 30 августа — Верховный Совет Литвы принял закон «О ликвидации последствий немецкой оккупации в сельском хозяйстве Литовской ССР», восстановивший советскую систему землепользования[37].
  • 31 августа — правительство Финляндии согласилось с предварительными условиями СССР для заключения перемирия. Премьер-министр Финляндии Антти Хакцелль объявил об этом в своей речи по радио[35].

Сентябрь Править

  • 6 сентября — Польский комитет национального освобождения издал декрет об аграрной реформе, отменяющий в Польше помещичье землевладение[38].
  • 7 сентября — Германия начала обстрелы Англии баллистическими ракетами «Фау-2»[39].
  • 8 сентября — на острове Корсика началось антифашистское восстание[40].
  • 9 сентября — Советские войска объявляют войну и входят в Болгарское царство, где в результате революции власть переходит к прокоммунистическому Отечественному фронту: т/наз «Сентябрьская революция 1944 года».
  • 12 сентября — союзниками подписан «Протокол Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином“»[41].
  • 13 сентября — части «Сражающейся Франции» начинают высадку на острове Корсика[40].
  • 14 сентября — переход в наступление Прибалтийских фронтов, начало Прибалтийской операции.
  • 15 сентября — союзные войска в Италии начали операцию по прорыву Готской линии.
  • 17 сентября — начало Голландской операции.
  • 22 сентября — Освобождение Таллина в результате Таллинской операции.
  • 29 сентября — Катастрофа B-25 под Хилком.

Октябрь[править | править код] Править

  • 1 октября — в Гватемале в процессе восстановления профсоюзов создана Конфедерация трудящихся Гватемалы[42].
  • 4 октября — завершено освобождение частями «Сражающейся Франции» острова Корсика[40].
  • 7 октября — начало Петсамо-Киркенесской операции.
  • 10 октября — в Египте отправлено в отставку правительство Мустафы Наххаса. Новым премьер-министром назначен представитель партии Саад Ахмед Махир[36].
  • 13 октября — освобождение Риги в результате Рижской операции[43].
  • 20 октября
    • Красная Армия и НОАЮ освободили столицу Югославии Белград.
    • Возглавленное капитаном Хакобо Арбенсом восстание в Гватемале положило начало десятилетнему революционному процессу[44]. Президент Федерико Понсе Вайдес скрылся в иностранном посольстве, власть перешла к Революционной правительственной хунте во главе с майором Франсиско Араной[45].
    • В Берате собрался Антифашистский национально-освободительный совет Албании. Сформирован Антифашистский комитет национального-освобождения Албании (правительство) во главе с лидером Коммунистической партии Албании Энвером Ходжей[13].
  • 25 октября — первый налёт отряда камикадзе во главе с лейтенантом Юкио Сэки на американские позиции у берегов Филиппин.
  • 29 октября — Национально-освободительная армия Албании начинает битву за Тирану[13].

Ноябрь Править

  • 7 ноября
    • Президентские выборы в США. Победу в четвёртый раз одержал президент Франклин Рузвельт.
    • В Минске открыт Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.
  • 17 ноября — Национально-освободительная армия Албании вошла в столицу страны Тирану[13].
  • 26 ноября — Съезд народных комитетов Закарпатской Украины в Мукачево принял манифест о воссоединении Закарпатской Украины с Украинской Советской Социалистической Республикой[46].
  • 29 ноября — Национально-освободительная армия Албании заняла город Шкодер, завершив освобождение страны[47].
  • 30 ноября — германская подводная лодка высаживает на побережье США агентов РСХА, которым приказано установить в Нью-Йорке радиомаяки для германских баллистических ракет (Операция «Эльстер»). Агенты арестованы в течение месяца, так и не выполнив задачи[48].

Декабрь Править

  • 7 декабря — в Чикаго принята и подписана Конвенция о международной гражданской авиации.
  • 15 декабря — Временное демократическое правительство Албании приняло закон об установлении государственного контроля над всеми албанскими предприятиями и акционерными обществами[13].
  • 16 декабря — начало наступления немецкой армии в Арденнах (см. Арденнская операция).
  • 22 декабря — в провинции Каобанг создан первый отряд освободительной армии Вьетнама[49].
  • 31 декабря — Крайова рада народова преобразовала Польский комитет национального освобождения во Временное правительство Польской республики

Без точных дат Править

  • Началась гражданская война в Греции.

Родились Править

Январь Править

  • 1 января — Абдул Хамид, бангладешский политический и государственный деятель, президент с 2013 года.
  • 9 января — Джимми Пейдж, английский музыкант, участник Led Zeppelin.
  • 12 января — Джо Фрейзер, американский боксёр (ум. 2011).
  • 23 января — Сергей Белов, советский баскетболист и тренер, олимпийский чемпион (ум. в 2013).
  • 24 января — Дэвид Герролд, американский писатель-фантаст, сценарист.

Февраль Править

  • 1 февраля — Эра Зиганшина, советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России
  • 10 февраля — Вернор Виндж, американский писатель-фантаст и математик.
  • 12 февраля — Людмила Гнилова, российская актриса озвучивания.
  • 14 февраля — Карл Бернстин, американский журналист.
  • 22 февраля — Джонатан Демми, американский кинорежиссёр, продюсер и сценарист (ум. в 2017).
  • 23 февраля — Олег Янковский, актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (ум. в 2009).
  • 23 февраля — Бернард Корнуэлл, английский писатель.

Март Править

  • 8 марта — Сергей Яковлевич Никитин, российский бард.
  • 13 марта — Игорь Кио, артист цирка, иллюзионист, почётный академик Национальной академии циркового искусства РФ, народный артист РФ (ум. в 2006).
  • 21 марта — Тимоти Далтон, английский актёр.
  • 26 марта — Дайана Росс, американская певица.

Апрель Править

  • 7 апреля — Герхард Шрёдер, немецкий политик, 7-й федеральный канцлер Германии.
  • 8 апреля — Николай Лавров, советский и российский актёр театра и кино.
  • 11 апреля — Джон Милиус, знаменитый американский режиссёр, создатель таких известных кинолент как Конан-варвар и Красный рассвет.
  • 16 апреля — Деннис Рассел Дэвис, известный американский дирижёр и пианист.
  • 20 апреля — Владимир Долинский, советский и российский актёр, телеведущий.
  • 23 апреля — Наталья Нестерова, художник, профессор живописи Российской академии художеств.

Май Править

  • 9 мая — Шукур Тебуев, известный карачаевский актёр, поэт, прозаик, журналист, режиссёр, сценарист.
  • 13 мая — Аман Тулеев, российский политик, губернатор Кемеровской области.
  • 14 мая — Джордж Лукас, американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист.
  • 20 мая — Джо Кокер, певец (ум. 2014).

Июнь Править

  • 6 июня — Лаймонас Тапинас, литовский эссеист, прозаик, журналист.
  • 10 июня — Валентин Смирнитский, советский и российский актёр.
  • 13 июня — Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН в 2007—2016 годах.
  • 26 июня — Геннадий Зюганов, российский политический деятель, председатель Совета Союза компартий — КПСС (c 2001).

Июль Править

  • 3 июля — Юрий Васильевич Истомин, советский футболист, защитник (ум. 1999).
  • 13 июля — Борис Владимирович Клюев, советский и российский актёр театра и кино.
  • 17 июля — Жан-Клод Бриссо, французский кинорежиссёр.
  • 31 июля — Джеральдина Чаплин, американская и британская актриса.

Август Править

  • 20 августа — Ганди, Раджив, индийский политический деятель, премьер-министр Индии в 1984—1989 (ум. в 1991).
  • 25 августа — Соловьёв, Сергей Александрович (кинорежиссёр), советский и российский кинорежиссёр, сценарист, народный артист России.
  • 28 августа — Юдит Вихар, венгерский историк литературы, учёный-японист, переводчица, хайку-поэтесса.

Сентябрь Править

  • 2 сентября — Александр Филиппенко, советский и российский актёр.
  • 12 сентября — Леонард Пелтиер, активист движения американских индейцев.
  • 12 сентября — Владимир Спиваков, советский и российский дирижёр и скрипач.
  • 25 сентября — Майкл Дуглас, американский актёр и продюсер.

Октябрь Править

  • 2 октября — Олег Марусев, советский и российский актёр театра и кино.
  • 6 октября — Борис Михайлов, советский хоккеист, советский и российский тренер.
  • 14 октября — Вадим Спиридонов, советский киноактёр, Заслуженный артист РСФСР (ум. в 1989).
  • 24 октября — Виктор Прокопенко, советский и украинский футбольный тренер (ум. в 2007).
  • 27 октября — Николай Караченцов, советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1989).

Ноябрь Править

  • 17 ноября — Александр Метревели, советский теннисист, спортивный комментатор.
  • 10 ноября — Аскар Акаев, киргизский государственный и политический деятель, с 1990 по 2005 — президент Киргизской Республики.
  • 17 ноября — Дэнни Де Вито, американский актёр, режиссёр, продюсер.
  • 25 ноября — Владимир Яковлев, российский политик, губернатор Санкт-Петербурга (1996—2003).

Декабрь Править

  • 9 декабря — Михаил Пиотровский, российский учёный, директор Эрмитажа.
  • 10 декабря — Андрис Берзиньш, президент Латвии с 2011 года.
  • 19 декабря — Вертинская, Анастасия Александровна, советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
  • 25 декабря — Жаирзиньо, бразильский футболист, полузащитник, игрок национальной сборной.
  • 26 декабря — Алексей Михалев, советский и российский переводчик (ум. в 1994.

Скончались Править

  • 3 января — Юргис Балтрушайтис, русский и литовский поэт, дипломат.
  • 9 января — Антанас Сметона, президент Литвы в 1919—1920, 1926—1940.
  • 10 января — Константин Александрович Миньяр-Белоручев, выдающийся российский и советский виолончелист, педагог, композитор, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933).
  • 17 февраля — Валя Котик, пионер, партизан-разведчик, Герой Советского Союза (род. 1930).
  • 14 марта — Павел Григорьевич Чесноков, русский композитор, дирижёр, церковный регент, профессор московской консерватории, автор первого российского монументального труда по хороведению «Хор и управление им».
  • 14 мая — Фаддей Зелинский, русский и польский филолог.
  • 25 мая — Милка Боснич, Народный герой Югославии.
  • 6 июля — Таня Савичева, ленинградская школьница, автор «Блокадного дневника».
  • 17 июля — Дьюла Альпари — венгерский коммунистический политический деятель и журналист.
  • 31 июля — Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель.
  • 1 августа — Мануэль Луис Кесон-и-Молина, президент Филиппин в 1935—1944 годах (род. 1878).
  • 25 августа — Муса Джалиль, татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956). Член ВКП(б) с 1929 года.
  • 1 ноября — Шарль Диль, французский историк.
  • 9 ноября — Фрэнк Джеймс Маршалл, американский шахматист.
  • 21 ноября — Жозеф Мари Огюст Кайо, французский политик, премьер-министр Франции в 1911—1912 годах (род. 1863).
  • 27 ноября — Теодор Буйницкий, польский поэт и журналист.
  • 15 декабря — Гленн Миллер, американский джазовый исполнитель. Пропал без вести во время перелёта из Лондона в Париж.
  • 19 декабря — Аббас II Хильми, хедив Египта в 1892—1914 годах (род. 1874).
  • 31 декабря — Анна Афанасьевна Морозова разведчица, подпольщица, Герой Советского Союза.
  • Э́рвин О́йген Йоха́ннес Ро́ммель (нем. Erwin Eugen Johannes Rommel, 15 ноября 1891 — 14 октября 1944) — немецкий генерал-фельдмаршал (1942) и командующий войсками Осив Северной Африке.

Нобелевские премии Править

  • Физика — Исидор Айзек Раби — «За резонансный метод измерений магнитных свойств атомных ядер».
  • Химия —
  • Медицина и физиология —
  • Литература — Йоханнес Вильгельм Йенсен — «За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля».
  • Премия мира — Международный комитет Красного Креста