ФЭНДОМ

{{Вооружённый конфликт
|конфликт     = Южный театр военных действий
|часть        = Гражданская война в России
|изображение  = 300px
|заголовок    = Стрельба по петлюровцам с платформы бронепоезда под Баром. Июнь 1919.
|дата         = 7 ноября 191717 марта 1921
|место        = южная Россия, Украина, Закавказье
|итог         = Победа большевиков. . Установление однопартийной диктатуры РКП(б) и основание СССР на большей части территории бывшей Российской империи.
|изменения    =
|противник1   = Flag RSFSR 1918 Советская Россия
22px Советская Украина,
<br /> 22px Донецко-Криворожская советская республика
<br /> 22px Махновщина
<br /> 22px Зелёные повстанцы (1918-1920)
|противник2   = Flag of Russia Белое движение<br />
22px Украинская Народная Республика<br />
22px Азербайджан<br />
22px Армения<br />
Flag of Georgia (1990-2004) Грузия<br />
22px Кубанская народная республика<br />
22px Северо-Кавказское Эмирство<br />
22px Зелёные повстанцы (1920-1921)<br />
Центральные державы (19171918):<br />
22px  Австро-Венгрия<br /><br />
Flag of the German Empire  Германская империя<br />22px  Османская империя<br />

|командир1    = Flag RSFSR 1918 В. И. Ленин
Flag RSFSR 1918 Л. Д. Троцкий
<br /> Flag RSFSR 1918 И. В. Сталин
<br /> Flag RSFSR 1918 А. И. Егоров
<br /> Flag RSFSR 1918 К. Е. Ворошилов
<br /> Flag RSFSR 1918 С. М. Будённый
<br /> Flag RSFSR 1918 М. В. Фрунзе
<br /> Flag RSFSR 1918 М. Н. Тухачевский
<br /> 22px В. А. Антонов-Овсеенко
<br /> 22px Н. И. Махно
|командир2    = Flag of Russia Л. Г. Корнилов
<br /> Flag of Russia М. В. Алексеев
<br /> Flag of Russia А. И. Деникин
<br /> Flag of Russia барон П. Н. Врангель
<br /> Flag of Russia В. З. Май-Маевский
<br /> Flag of Russia П. Н. Краснов
<br /> Flag of Russia А. Г. Шкуро
<br /> Flag of Russia К. К. Мамонтов
<br /> Flag of Russia С. Г. Улагай
<br /> Flag of Russia Я. А. Слащёв
<br /> Flag of Russia А. Г. Шкуро
<br /> 22px С. В. Петлюра
}}Шаблон:Конфликт

Южный театр военных действий Гражданской войны в России (1917—1921) — боевые действия в южной России, на Украине и в Закавказье во время Гражданской войны в России.

Наступление на Украине (конец 1917—начало 1918) Править

== Развёртывание войны на Юге ==8 июня Закавказская Демократическая Федеративная Республика распалась на 3 государства: Грузию, Армению и Азербайджан. В Грузии высаживаются германские войска; Армения, потеряв большую часть территории в результате турецкого наступления, заключает мир. В Азербайджане из-за неспособности организовать оборону Баку от турецко-мусаватистских войск большевистско-левоэсеровская Бакинская коммуна 31 июля передала власть меньшевистскому Центрокаспию и бежала из города. В июле Донская армия пытается взять Царицын, чтобы соединиться с уральскими казаками на востоке, однако к сентябрю терпит поражение.

18 июня 1918 года начинается восстание терского казачества под руководством Бичехарова. Казаки наносят поражение красным войскам и блокируют их остатки в Грозном и Кизляре.

В июне 8-тысячная Добровольческая армия начинает свой второй поход (Второй Кубанский поход) на поголовно восставшую против большевиков Кубань. Генерал А. И. Деникин последовательно наголову разбивает под Белой Глиной и Тихорецкой 30-тысячную армию Калнина, затем в ожесточённом сражении под Екатеринодаром — 30-тысячную армию Сорокина. 21 июля белые занимают Ставрополь, 17 августаЕкатеринодар. Блокированная на Таманском полуострове 30-тысячная группировка красных под командованием Ковтюха, так называемая «Таманская армия», вдоль побережья Чёрного моря с боями прорывается за реку Кубань, куда бежали и остатки разбитых армий Калнина и Сорокина. К концу августа территория Кубанского войска полностью очищается от большевиков, а численность Добровольческой армии достигает 40 тысяч штыков и сабель.

== Осень 1918 ==В августесентябре 1918 Донская армия переходит в наступление на трёх направлениях: на Царицын, на Поворино и на Воронеж. Добровольческая армия начинает наступление на Северный Кавказ.

11 сентября советское командование сводит свои войска в Южный фронт (командующий бывший генерал Императорской армии Павел Павлович Сытин) в составе 8-ой, 9-ой, 10-ой, 11-ой и 12-ой армий. К 24 октября советским войскам удаётся остановить наступление казаков на воронежско-поворинском направление, а на царицынском отбросить войска Краснова за Дон.На Севере советское командование создаёт Северный фронт (командующий бывший генерал Императорской армии Дмитрий Павлович Парский) в составе 6-ой и 7-ой армии.

Шаблон:Конфликт