ФЭНДОМ

Четвёртая Священная война
Middle Greece
Средняя Греция
Дата 339 до н. э.-338 до н. э.
Место материковая Греция
Итог Разгром Амфиссы, подчинение Греции Македонии
Территориальные
изменения
нет
Противники
Македония коалиция греческих государств
Командующие
Филипп II Македонский

Шаблон:Священные войны Шаблон:Греко-македонские войны Четвёртая Священная война (448 дон. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции IV в. дон. э., ставший поводом к завоеванию Греции Македонией.

Причины войны Править

К середине IV в. дон. э. кризис греческих полисов привёл к состоянию политической анархии, хронической враждебности между ними, к постоянным войнам по ничтожным причинам. Вооружённые конфликты середины IV в. дон. э. сконцентрировались в Средней Греции вокруг Дельф и священных земель, посвящённых богу Аполлону.

В 339 г. дон. э. жители Амфиссы, расположенной в области Озольская Локрида распахали земли на равнине у города Крисса к югу от Дельф, посвящённой Аполлону и закрытой от любой хозяйственной деятельности. Это автоматически вело к объявлению святотатцам священной войны. Филипп, недавно потерпевший поражение у Геллеспонта от объединённых греческих сил, немедленно воспользовался ситуацией, чтобы вмешаться в конфликт и выступить против греков силами самих греков. Для этого он задействовал своих приверженцев в Греции. На совете амфиктионов Эсхин, лидер промакедонской партии Афин, потребовал объявления Священной войны против локрийцев.

Совет амфиктионов объявил войну, и территория локрийцев была занята войсками. Совет, в который после Третьей Священной войны теперь входила и Македония, постановил о призыве помощь Филиппа. Филипп был избран военачальником армии амфиктионов, к нему официально обратились с просьбой выступить на помощь Аполлону и амфиктионам и наказать святотатцев. Дорога македонским войскам в Среднюю Грецию была открыта.

Ход боевых действий Править

Македонский царь, войдя в Среднюю Грецию, первым делом направился не против Амфиссы, а укрепил Элатею в Фокиде. Позиция македонян была очень опасной для Греции— из Элатеи Филипп мог попасть в Фивы за один дневной переход, в Афины— за три. Следом Филипп занял Китинион в Дориде, открывавший путь на Амфиссу. Теперь македоняне контролировали всю фокидско-доридскую равнину. Только затем Филипп захватил и разрушил Амфиссу.

Итоги войны Править

Формально цель похода— наказание Амфиссы— была выполнена, однако Филипп, со значительным войском занявший стратегические позиции в Средней Греции, воспользовался благоприятной возможностью, и в 338 г. дон. э. в решающем сражении при Херонее разбив войска коалиции греческих государств, подчинил Грецию.

Литература Править