ФЭНДОМ

Шаблон:Военное подразделение

Файл:Hundred Regiments Offensive 1940.jpg

Сухопутные войска (СВ) НОАК представляют собой наиболее многочисленный вид вооруженных сил. Вместе со стратегическими ракетными войсками, военно-воздушными и военно- морскими силами они составляют Народно-освободительную армию Китая (НОАК). Численность сухопутных войск около 2 300 000 человек (при общей численности НОАК примерно 3 000 000 человек).

Состав Править

В их состав входят следующие рода войск: пехота (собственно пехота, моторизованная, механизированная и горная), Бронетанковые войска, артиллерия, войсковая ПВО, воздушно-десантные, инженерные, химические, разведывательные, связи и автомобильные войска. В стадии становления находятся армейская авиация и войска радиоэлектронной борьбы. Кроме того, они включают пограничные войска.

По характеру решаемых задач сухопутные войска делятся на полевые и местные. Первые находятся в оперативном подчинении генерального штаба НОАК (он же штаб сухопутных войск) и командующих войсками больших военных округов (всего семь). Они предназначены для ведения оборонительных и наступательных боевых действий не только в любом районе Китая, но в случае необходимости и за его границами. Местные войска подчиняются командующим войсками провинциальных военных округов (27) и военных подокругов (свыше 300), финансируются за счёт местных бюджетов и используются главным образом для решения оборонительных задач в пределах своих военно-административных единиц.

В сухопутных войсках имеются 24-ре армии (общевойсковые), 84-ре пехотные (мотопехотные, механизированные) и десять танковых дивизий, 11-ть дивизий полевой и зенитной артиллерии, четыре воздушно-десантные, 14-ть танковых, 21-а артиллерийская и 28-мь зенитных артиллерийских бригад. Три воздушно-десантные бригады сведены в воздушно-десантный корпус. В сухопутные войска входят также пехотные дивизии, бригады и полки местных войск, обеспечивающие соединения, части и подразделения (инженерные, химической защиты, связи, разведывательные, РЭБ, автотранспортные и другие).

Перечисленные объединения, соединения и части являются войсками постоянной готовности. Укомплектованность их личным составом в зависимости от предназначения и дислокации колеблется от 40 до 100 %. Кроме того, имеются резервные дивизии, главным образом пехотные. Их развертывание осуществляется за счёт военнообязанных запаса и военно обученного резерва, подготовка которого ведется в народном ополчении.

В случае необходимости предусматривается создание дивизий на базе боеготовных частей и соединений (например, пехотная дивизия - на основе пехотного полка, танковая дивизия - танковой бригады), а также формирований местных войск, народного ополчения и народной вооруженной милиции, военных учебных заведений, гражданских предприятий (например, на основе ремонтного предприятия формируется ремонтный батальон, автотранспортного - автотранспортный батальон), а при наличии запасов вооружения за счёт призыва резервистов второй категории.

Вооружение сухопутных войск Править

Файл:Type 98 tank raised view.jpg
Файл:Type 99 MBT front left.jpg

На вооружении сухопутных войск состоят около 8 000 средних танков «54», «55», «59», «69», 800 легких разведывательных «62» и 1 200 плавающих «63», до 3 000 гусеничных и колесных БТР, 14 500 буксируемых орудий полевой артиллерии калибров 76, 122,130 и 152 мм, 122-мм и 155-мм самоходные гаубицы, 57, 76, 85 и 100-мм противотанковые пушки, минометы калибров 60, 82, 100 и 120 мм, в том числе 82-мм и 120-мм самоходные минометы, 3 800 пусковых установок РЗСО калибров 107, 122, 130, 140 и 273 мм, противотанковые ракетные комплексы, реактивные установки дистанционного минирования, безоткатные орудия, ручные противотанковые гранатометы, 12,7-мм и 14,5-мм зенитные пулеметы, 7,62-мм автоматы, карабины и пулемёты, небольшое количество вертолетов армейской авиации и ПУ ЗУР, другая боевая и специальная техника.

В иностранных военных источниках отмечается, что на вооружении сухопутных войск могут находиться оперативно-тактические (М9, дальность пуска 500 км) и тактические (М11, 120-150 км) ракеты. В то же время они не располагают орудиями атомной артиллерии и ядерными фугасами, боевыми машинами пехоты, боевыми вертолетами, ЗРК средней и большой дальности, другим современным вооружением

Дислокация Править

Файл:China military regions.jpg

Объединения и соединения сухопутных войск дислоцированы следующим образом (по военным округам):

Дивизии: Ланьчжоуский - 12 пехотных и одна танковая, Пекинский-20 пехотных и две танковые, а также одна воздушно-десантная бригада, Шеньянский - 15 пехотных и три танковые, Цзинаньский-13 пехотных и две танковые, кроме того, три воздушно-десантные бригады, Нанкинский - 11 пехотных и две танковые, Гуанчжоуский-шесть пехотных, Чэндуский-семь пехотных.

Общевойсковая армия состоит, как правило, из трех пехотных (мотопехотных) и одной танковой дивизии (бригады), артиллерийской и зенитной артиллерийской бригад, истребительно-противотанкового артиллерийского полка, частей и подразделений обеспечения (разведывательных, связи, инженерных, химической защиты, РЭБ, автотранспортных, трубопроводных, ремонтных, медицинских и других).

Пехотная (мотопехотная) дивизия (около 14 000 человек) включает три пехотных (мотопехотных) и один артиллерийский полк, истребительно-противотанковый и зенитный артиллерийский дивизионы, подразделения боевого и тылового обеспечения. Мотопехотные дивизии (около 17 000 человек) имеют в своем составе, кроме того, танковый полк.

В танковой дивизии (около 12 000 человек) три танковых, механизированный и артиллерийский полки, зенитный артиллерийский дивизион и подразделения обеспечения. На ее вооружении находятся 323 боевых танка.

Бригады (горнопехотные, танковые, воздушно-десантные, артиллерийские, зенитные артиллерийские) состоят из батальонов (дивизионов), а также подразделений боевого и тылового обеспекчения. По своей боевой мощи они занимают промежуточное положение между дивизиями и полками аналогичных родов войск. Полки (пехотные, мотопехотные), как правило, входят в пехотные (мотопехотные) дивизии. Полк включает три пехотных (мотопехотных) батальона, артиллерийский дивизион, батареи (ПТУР, безоткатных орудий, минометную и зенитную артиллерийскую), подразделения обеспечения. В танковом полку имеются три танковых и один механизированный батальон, артиллерийский дивизион, подразделения обеспечения. Полк может входить в состав танковой или мотопехотной дивизии, а так же быть отдельным.

В последнее время в Китае начался процесс создания механизированных армий и дивизий. Основное их отличие от общевойсковых армий и мотопехотных дивизий состоит в том, что на вооружении этих формирований находятся бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и зенитные артиллерийские системы, благодаря чему обеспечиваются высокие огневая и ударная мощь, мобильность, более надежная защита личного состава от оружия массового поражения.

По своей организации пехотные дивизии, бригады и полки местных войск в целом аналогичны полевым войскам. Главная их задача-прикрытие основных магистралей, ведущих из приграничных (приморских) районов в глубь территории страны. Они дислоцируются на сравнительно небольшом удалении от государственной сухопутной границы и на морском побережье. Основной способ боевых действий-позиционная оборона с опорой на заранее подготовленные оборонительные позиции.

С целью организации обороны наиболее важных районов (направлений) расположенные в их границах соединения и части местных войск еще в мирное время могут сводиться в охранные районы или районы прикрытия, каждый из которых имеет командование, а также соответствующий комплект боевых и обеспечивающих соединений и частей.

Небольшая часть полевых и местных войск входит в состав гарнизонов (всего 12). Наиболее крупные из них-Пекинский, Тяньцзинский и Шанхайский (приравниваются к армии). Наряду с охраной военных объектов, расположенных на их территории, и несением патрульной службы они выполняют свою главную задачу-оборона соответствующего города в военное время.

Высшим оперативным объединением сухопутных войск военного времени является фронт. В зависимости от решаемых задач в его состав могут входить от трех до семи общевойсковых армий, отдельные дивизии, бригады и полки родов войск. Фронту, действующему на главном или отдельном операционном направлении, может придаваться объединение ВВС, а на приморском направлении, кроме того,– объединение (соединение) ВМС.

Сухопутные войска НОАК способны вести боевые действия как самостоятельно, так и совместно с другими видами вооруженных сил в условиях применения обычного, ядерного, химического и биологического оружия.

К основным принципам, на которых базируется организация и ведение боевых действий, китайские военные специалисты относят:

  • хорошее знание своих войск и войск противника;
  • нанесение ему больших потерь при максимальном сохранении своих сил и средств;
  • ведение боевых действий на всех направлениях и на большую глубину с опорой на местные население и материальные ресурсы;
  • гибкое маневрирование, быстрое реагирование на изменения в обстановке, ведение непрерывных боевых действий;
  • тщательное планирование операции (боя) и всесторонняя подготовка к ней;
  • скрытное завершение сосредоточения войск в указанные сроки, создание выгодного оперативного построения (боевого порядка);
  • умелая организация управления, взаимодействия, всех видов обеспечения и партийно-политической работы;
  • внезапность, стремление застать противника врасплох, уничтожить его в ближнем и ночном боях;
  • эффективное использование промежутков в боях для отдыха личного состава и восполнения боевых потерь, анализа хода боевых действий;
  • стремление избежать общего стратегического превосходства противника, добиваться многократного превосходства над ним на оперативном и тактическом уровнях.

Основными видами боевых действий сухопутных войск являются наступление и оборона.

Цель наступления сухопутных войск-разгром противника и овладение важными в стратегическом или оперативном отношении районами (объектами).

В процессе наступления проводятся следующие операции: маневренной войны (боевые действия ведутся на широком фронте, на большую глубину и в высоком темпе), позиционной войны (наступление на противника, занимающего хорошо подготовленную в инженерном отношении оборону), по овладению крупными городами, по уничтожению крупных воздушных десантов, морские десантные и воздушно-десантные, а также по преследованию отходящего противника. При подготовке наступления должно обеспечиваться трех- пятикратное превосходство над противником в силах и средствах.

Оборона предусматривает: отражение наступления (высадки с моря) противника, нанесение ему больших потерь в живой силе и технике, удержание важных районов (объектов), создание условий для ввода в сражение резервов, обеспечение маневра и восстановления боеспособности главных сил. Оборонительные операции делятся на следующие виды: с мобильными или позиционными боевыми действиями, противодесантные, по обороне крупных городов. По противодействию окружению, по выходу из сражения и отходу.

Обороняющиеся войска должны быть способны отразить наступление противника, имеющего двух- трехкратное превосходство в силах и средствах. К другому виду боевых действий сухопутных войск относится маневр. Военные специалисты выделяют несколько его видов: стратегический, оперативный и тактический; совершаемый до начала операции, в ходе и после нее; наземный, надводный и воздушный; силами и средствами, а также огнем; марш и воинские перевозки.

Существуют и другие виды маневра, в частности:

  • сосредоточение сил и средств на определенном направлении или в определенном районе;
  • развертывание (перестроение войск из походного положения в боевое);
  • вклинение в боевые порядки противника;
  • расчленение (разъединение элементов боевого порядка противника и последующее их уничтожение по частям);
  • обход (выход в тыл противника через слабо обороняемые участки местности);
  • охват (выход в тыл противника по нескольким сходящимся направлениям с целью его окружения и уничтожения);
  • перемещение (переброски войск с одного направления на другое с использованием различных видов транспорта и своим ходом);
  • отход (после выхода из сражения или боя);

К числу особых операций регулярных сухопутных войск относятся: партизанские, к

Основные виды боевого обеспечения сухопутных войск Править

К основным видам оперативного (боевого) обеспечения сухопутных войск НОАК относятся:

  • разведка
  • связь
  • защита от ядерного, химического и биологического оружия
  • оперативная маскировка
  • инженерное
  • гидрометеорологическое
  • транспортное и топо-геодезическое
  • комендантская служба в районе боевых действий.

Тыловое обеспечение включает:

  • материальное
  • техническое
  • медицинское
  • финансовое
  • транспортные перевозки
  • пополнение войск личным составом
  • инженерное обеспечение органов тыла
  • их охрану и оборону
  • очистку района боевых действий от оставшегося противника
  • сбор и содержание военнопленных
  • захоронение погибших.

Для решения задач обеспечения в объединениях, соединениях, частях и подразделениях имеется соответствующий комплект сил и средств обеспечения.

Степени боевой готовности Править

В сухопутных войсках, как и в НОАК в целом, существуют четыре степени боевой готовности – четвертая, третья, вторая и первая. Согласно четвертой степени боевой готовности штабы, соединения и части находятся в пунктах постоянной дислокации и занимаются плановой боевой подготовкой. Часть формирований содержится в сокращенном составе.

При осложнении международной или внутриполитической обстановки вводится третья степень боевой готовности. Усиливаются охрана государственной границы и дежурные смены в штабах. В звене «генеральный штаб-военный округ» развертываются органы управления и средства военного времени. Войска прикрытия приводятся в готовность к выходу из мест постоянной дислокации. Назначенные из их состава оперативные группы выходят на полевые пункты управления.

По второй степени боевой готовности осуществляется доукомплектование войск постоянной готовности личным составом и техникой, отмобилизование резервных соединений и частей. Войска прикрытия выходят в районы оперативного предназначения. Производятся переброски войск к границе и их оперативное развертывание.

Первой степенью боевой готовности предусматривается завершение перебросок войск из глубины страны, их развертывание в приграничных районах, усиление разведки всех видов, в том числе с нарушением границы. Объединения, соединения и части завершают подготовку к началу боевых действий.

Призыв Править

Комплектование сухопутных войск осуществляется на основе «Закона КНР о воинской службе», принятого на II сессии ВСНП шестого созыва в мае 1984 года. Согласно этому закону обязательная воинская повинность сочетается с добровольным набором в армию.

Призыву на действительную службу подлежат лица мужского пола, которым в год призыва исполняется 18 лет. При предоставлении отсрочки военнообязанные подлежат призыву до 22-летнего возраста. При чрезвычайных обстоятельствах Госсовет КНР и Центральный военный совет могут принять решение о призыве на действительную военную службу граждан мужского пола в возрасте до 45 лет. На военную службу могут также призываться или поступать по собственному желанию лица женского пола от 18 до 22 лет.

Срок службы рядового и сержантского состава три года. По истечении его и с согласия военнослужащего служба может быть продлена на год или два. Классных специалистов могут принять на сверхсрочную службу на период от 8 до 12 лет.

Офицерский состав сухопутных войск комплектуется главным образом за счет выпускников военных учебных заведений. Прохождение им службы регулируется «Положением о прохождении службы офицерским составом НОАК», введенным в действие 1 января 1989 года.

В соответствии с ним офицерский состав делится на командный, политический, тыловой службы и специальный технический.

Установлен предельный возраст пребывания в должности: для офицеров взводного звена - 30 лет, ротного - 35, батальонного - 40, полкового - 45, дивизионного - 50, армейского - 55, окружного - 65 лет. Отдельным категориям офицеров сроки службы могут быть продлены, но не более чем на пять лет.

После увольнения из армии рядовые и сержанты зачисляются в запас рядового состава, а офицеры - офицерского. Возрастные нормы службы в запасе: для рядового состава - 35 лет, для младшего офицерского состава - 45, а старшего - 55.

Воинские звания Править

В сухопутных войсках военнослужащие имеют следующие воинские звания:

Подготовка личного состава Править

Основными формами боевой подготовки личного состава являются плановые занятия в учебных классах, в поле и на технике, тренировки, боевые стрельбы, тактические учения. Помимо того, для офицерского состава в системе командирской и оперативной подготовки организуются теоретические и практические занятия в учебных классах и на полигонах, штабные тренировки, военные игры, штабные, командно-штабные и оперативные учения, маневры.

Особенность учений практически всех уровней заключается в том, что они, как правило, проводятся командно-штабным методом с привлечением ограниченного количества боевых подразделений, боевой и специальной техники, что объясняется главным образом строгим режимом экономии финансовых и материальных средств.

Основными учебными вопросами отрабатываемыми в процессе боевой и оперативной подготовки в приграничных военных округах, являются:

  • подъем штабов и войск по тревоге и вывод их в районы сбора и оперативного предназначения
  • доукомплектование соединений и частей личным составом, оружием и военной техникой
  • переход к обороне
  • ведение оборонительных и наступательных действий
  • во внутренних военных округах - доукомплектование войск личным составом и вооружением
  • противодесантная оборона
  • переброски войск в приграничные районы и ввод их в сражение

Мероприятия боевой и оперативной подготовки планируются и осуществляются с учетом особенностей конкретных ТВД и вероятного противника, возможностей своих сил и средств. Новым моментом в боевой подготовке сухопутных войск является отработка вопросов по подавлению массовых волнений среди населения, причиной чему послужили события на площади Тяньаньмынь летом 1989 года. Много внимания уделяется обеспечению высокого качества занятий в соединениях и частях, входящих в состав «дежурных сил» и «сил быстрого реагирования», выработке тактических приемов их боевого использования.

При планировании боевых действий все более широкое применение находят электронно-вычислительные машины, в том числе те, которые позволяют моделировать операции армейского и фронтового масштаба.

Сильные стороны Править

Сильными сторонами сухопутных войск НОАК, по мнению иностранных специалистов, являются следующие:

  • наличие большого количества боеготовых дивизий и бригад, в том числе укомплектованных личным составом и техникой по штатам военного времени, а также современных средств в вооруженной борьбы;
  • достаточно хорошо развитая мобилизационная база, позволяющая в короткие сроки наращивать боевой и численный состав сухопутных войск;
  • высокий уровень одиночной подготовки военнослужащих и тактической подготовки подразделений.
  • Умение вести бой в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия;
  • неприхотливость и высокая дисциплина китайского солдата, умение выживать в экстремальных условиях;
  • наличие многочисленного военно обученного резерва, способного не только обеспечивать отмобилизование необходимого количества дивизий и полков различных родов войск, но и своевременно восполнять боевые потери любого масштаба;
  • практика использования в интересах вооруженных сил местных материальных ресурсов и населения, что освобождает войска от выполнения различного рода второстепенных задач (ремонт дорог, доставка грузов, охрана военных объектов и т.п.);
  • современные взгляды на вопросы тактики, оперативного искусства и стратегии, наличие развитой сети военных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сухопутных войск, а также ведущих широкую научную работу.

Слабые стороны Править

К слабым сторонам военные эксперты относят:

  • Отсутствие на вооружении сухопутных войск ядерного оружия, недостаточную насыщенность войск бронетранспортерами и самоходной артиллерией. Практически нет вертолетов огневой поддержки, ЗРК средней и большой дальности, боевых машин пехоты. Техника связи, радио- и радиотехнической разведки, РЭБ и тылового обеспечения предоставлена в основном устаревшими образцами. Соединения и части одного рода войск зачастую имеют различные организационную структуру и вооружение, что негативно сказывается на их боевом применении.
  • Недостаток опыта старшего и высшего офицерского состава в организации и ведении операций армейского и фронтового масштаба.
  • Слабая моторизация и механизация войск, что предопределяет низкую мобильность пехотных соединений и частей, делает их уязвимыми не только для оружия массового поражения, но и для обычных вооружений.
  • Большая зависимость всех уровней от решений соответствующих парткомов, что отрицательно сказывается на инициативе командного состава.
  • Бытовая неустроенность офицеров, особенно младших, низкая оплата труда военнослужащих.

В качестве основных направлений модернизации сухопутных войск НОАК китайские и зарубежные военные эксперты выделяют следующие: оптимизация боевого и численного состава, организационной структуры войск; разработка и насыщение соединений, частей и подразделений новыми, а также модернизированными образцами оружия и военной техники; совершенствование оперативной и боевой подготовки штабов и войск, стратегии, оперативного искусства и тактики; повышение качества обучения курсантов и слушателей военных учебных заведений; дальнейшее развитие мобилизационной базы. Категория:Вооружённые силы Китая