ФЭНДОМ

Great Greece

Сицилия и Южная Италия

Сицилийская держава Агафокла — военно-политическое объединение древнегреческих городов Сицилии, созданное Агафоклом, существовавшая в IV-III вв. до н.э.

Образование Сицилийской державы Агафокла Править

После распада державы Дионисия и последовавших войн и переворотов, Сиракузы стали рядовым городом Сицилии. В них у власти утвердился олигархический Совет из 600 виднейших аристократов.

В 20-х годах III в. до н.э. Сиракузы вели войну против Акраганта. В этой войне выдвинулся Агафокл, сын Каркина, на собственные средства набравший сильный отряд и зарекомендовавший себя незаурядной личностью и талантливым военачальником. Получив широкую популярность среди неимущих сиракузян, он поддержал их требования о смягчении налогового бремени, переделе земли и отмене долгов.

Быстро растущее влияние Агафокла привело к тому, что сиракузские олигархи изгнали его из Сиракуз. Однако Агафокл набрал наёмное войско, заручился поддержкой городской бедноты и в 316 г. до н.э. ворвался в Сиракузы. Здесь он разогнал олигархическое правительство, некоторых аристократов казнил и в 315 г. до н.э., выбранный стратегом-автократором и присягнув соблюдать политическое устройство Сиракуз, установил свою тиранию.

Для укрепления своей власти Агафокл раздал своим сторонникам и бедным гражданам земли, конфискованные у враждебных ему аристократов, а также набрал хорошо организованное наёмное войско из греков, самнитов, кельтов и этрусков. Ближайшее окружение Агафокла и его правительство составляли командиры наёмников, получившие земли и имущество.

Расширение державы Править

Прочно утвердившись у власти, Агафокл начал войну (316—313 гг. дон. э.) с крупными сицилийскими городами, такими как Акрагантом, Мессаной и Гелой, подчинил их и вторгся в карфагенские владения на Сицилии.

Поначалу война с Карфагеном складывалась для Сиракуз неудачно— они потерпели ряд поражений, особенно крупным из которых было поражение в битве при Ликате в 311 г. дон. э. Однако затем Агафокл, не закончив войну на Сицилии, с 14-тысячным войском высадился в Африке, захватил Гадрумет и Утику и приблизился к Карфагену.

Карфаген, воспользовавшись длительным пребыванием Агафокла вдали от Сиракуз, сумел вызвать недовольство его политикой на Сицилии и спровоцировать восстание греческих городов во главе с Акрагантом. Агафоклу пришлось заключить невыгодный мир с Карфагеном, бросив в Африке своё войско, и спешно вернуться на Сицилию. Здесь он сумел подавить восстание только после длительной изнурительной войны. Применяя политику жёстких репрессий и мягкого обращения, Агафокл добился полного подчинения себе всей греческой части Сицилии и признания своей власти Карфагеном (305 г. дон. э.). Тогда же он принял титул «царя сицилийцев» по примеру эллинистических правителей того времени.

Утвердившись на Сицилии, Агафокл начал экспансию в Южной Италии, где захватил город Гиппоний. К сицилийскому царю обратились за помощью многие города Южной Италии (в частности, Тарент), теснимые местными племенами бруттиев и луканов. Он смог утвердить свою власть даже над Керкирой (299 г. дон. э.).

Внешняя политика Сицилийской державы Править

Агафоклу удалось создать крупную державу, контролировавшую всю Великую Грецию. Его влияние настолько возросло, что его дружбы искали могущественные эллинистические цари. Он породнился с египетским царём Птолемеем I, женившись на его падчерице, и с царём Пирром, выдав замуж за него свою дочь.

Распад Сицилийской державы Править

Как и держава Дионисия, государство Агафокла было непрочным образованием. После его смерти в 289 г. до н.э. неурядицы в царской семье, вторжение карфагенян и активизация завоевательной политики Рима в Южной Италии привели к распаду державы Агафокла.

Смотри также Править

Литература Править