ФЭНДОМ

Саладин Править

.

Сала́х ад-Ди́н Юсуф ибн Айюб

صلاح الدين يوسف ابن ايوب

Султан Египта, Ирака, Хиджаза, Йемена
1174 — 4 марта 1193
Предшественник: титул учреждён
Преемник: Аль-Азиз Усман ибн Юсуф
Великий визирь Египта
23 марта 1169 — 1174
Предшественник: Асад ад-Дин Ширкух I ибн Шади
  
Вероисповедание: ислам, суннитского толка
Рождение: 1137

Тикрит

Смерть: 4 марта 1193

Дамаск, Империя Айюбидов

Похоронен: Мечеть Омейядов, Дамаск(Сирия)
Род: Айюбиды
Отец: Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади
Мать: неизвестно

Сала́х ад-Ди́н Юсуф ибн Айюб на Викискладе

Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б (араб. الملك الناصر أبو المظفر يوسف بن أيوب‎‎), в русской и западной традиции Салади́н (араб. صلاح الدين‎‎;1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии, талантливый полководец, мусульманский лидер XII века. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.

В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя.Салах ад-Дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «благочестие веры»[1]. Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).

Содержание Править

 [убрать] 

  • 1 Источники
  • 2 Ранние годы жизни
  • 3 Первые завоевания
  • 4 Египет
    • 4.1 Эмир Египта
    • 4.2 Султан Египта
  • 5 Аннексия Сирии
    • 5.1 Взятие Дамаска
    • 5.2 Дальнейшее завоевание
    • 5.3 Кампания против Ассасинов
  • 6 Возвращение в Каир и Палестинские набеги
  • 7 Внутренняя политика
  • 8 Внешняя политика
    • 8.1 Борьба с крестоносцами
  • 9 Смерть
  • 10 Семья
  • 11 Память о Салах ад-Дине в современном мире
  • 12 Книги
  • 13 В кино
  • 14 Примечания
  • 15 Ссылки

Источники[править | править исходный текст] Править

Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них стоит выделить работы личных биографов и историков: Баха ад-Дин ибн Шаддада — учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира — историка из Мосула, аль-Кади аль-Фадиля — личного секретаря Салах ад-Дина.

Ранние годы жизни[править | править исходный текст] Править

Салах ад-Дин родился в 1137 году в Тикрите, Месопотамия (ныне территория Ирака) в курдской семье, происходившей из Киликийского княжества.[2][3] Дед Салах ад-Дина Шази проживал в деревне недалеко от Товина (Двин), где, по преданию, родился Аййуб - отец Салах ад-Дина. После рождения двоих сыновей, Айюба и Ширкуха, он покинул Армянское нагорье и перебрался сна­чала в Багдад, а затем — в Тикрит, в котором обосновался и прожил до самой смерти.

В 1132 году армия правителя Мосула атабека Имада ад-Дин Занги при отступлении была заблокирована Тигромнапротив крепости Тикрита. В то время начальником крепости был — Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади — отец Салах ад-Дина. Айюб предоставил переправу через Тигрис и дал убежище армии Занги в крепости Тикрита. В 1137 годугубернатором северной Месопотамии за заслуги перед Сельджукидами был назначен Муштасид ал-Дин Бихруз. Он наказал Айюба за то, что тот помогал Занги, и изгнал его из крепости Тикрит после убийства по мотивам чести его братом Ассад ад-Дин Ширкухом знатного сельджука, друга Бихруза. По словам Баха ад-Дин ибн Шаддата, Салах ад-Дин родился в ту же ночь, когда его семья покинула Тикрит. В 1139 году Айюб переехал в Мосул, где Имад ад-Дин Занги признал свой долг и назначил Айюба командиром своей крепости в Баальбеке.[4] После убийства Занги собственным рабом в 1146 году, Айюб входит в число придворных наследника Занги — Нур ад-Дина и начинает жить в Дамаске. В 1154 году после смерти правителя Дамаска Муин ад-Дин Анар благодаря влиянию Айюба и его брата Ширкуха город остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом.

О ранних годах Салах ад-Дина в Дамаске известно мало. Его происхождение — наемника в трех поколениях — пророчит ему воинскую карьеру, но Салах ад-Дин в юности не проявляет склонности к воинскому искусству. По словам одного из его биографов аль-Вахрами, Салах ад-Дин был в состоянии ответить на вопросы Евклида иАльмагеста, знал арифметику и исламское право. Некоторые источники утверждают, что он был больше заинтересован в религии, чем во вступлении в вооруженные силы. Другим фактором, который возможно повлиял на его интерес к религии было то, что во время Первого Крестового похода, Иерусалим был захвачен христианами. В дополнение к Исламу, Салах ад-Дин разбирался в генеалогии, биографии и истории арабов вплоть до родословных арабских скакунов, и что немаловажно, знал Хамаса (десятитомник арабской поэзии) Абу Таммама наизусть.

Первые завоевания[править | править исходный текст] Править

В те времена империя Аббасидов была раздроблена на несколько государств. Фатимиды правили Египтом не признавая халифа Багдада. Крестоносцы занимали восточный берег средиземного моря от Малой Азии доСинайского полуострова. Нур ад-Дин Занги контролировал Сирию и Месопотамию.

По настоянию семьи Саллах ад-Дин начинает военную карьеру под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, важного военачальника Нур ад-Дина. Ширкух, в то время эмир Дамаска и Алепо, член тюркской династии Зангидов, стал самым влиятельным учителем Салах ад-Дина.

В 1163 году, изгнанный из Египта по приказу фатимидского халифа аль-Адида визирь Шевар ибн Муджир попросил военной поддержки у Нур ад-Дина. Это стало хорошим поводом для завоевания, и в 1164 году Ширкух с армией выступил в Египет. Салах ад-Дин в возрасте 26 лет отправляется вместе с ним в должности младшего офицера. Шевар, восстановленный в должности визиря, потребовал вывода войск Ширкуха из Египта за 30000 динаров, но тот отказался ссылаясь на желание Нур ад-Дина. Обнаружив то, что Ширкух планирует захватить Египет Шевар ибн Муджир обращается за помощью королю Иерусалима Амори I. Роль Салах ад-Дина в этой экспедиции была незначительна. Известно только, что он участвовал в подготовке к обороне Бильбейса, осаждённого объединёнными силами Шевара и Амори I Иерусалимского.[6][7]

После трёхмесячной осады Бильбейса противники вступили в бой на границе пустыни и Нила, к западу от Гизы. В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. Курдские силы находились слева. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина Крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.

Крестоносцы обосновались в Каире, а Салах ад-Дин и Ширкух выдвинулись к Александрии, которая дала им деньги и оружие, и стала их базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта.

Египет[править | править исходный текст] Править

Эмир Египта[править | править исходный текст] Править

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том-же году Ширкух скончался и несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового приемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем.

Причина по которой шиитский халиф аль-Адид выбрал суннита Салах ад-Дина до сих пор неясна. Ибн аль-Асир утверждает, что халиф выбрал его после рассказа советников, что «нет более слабого и молодого» чем Салах ад-Дин, и «никто из эмиров не повинуется и не служит ему». Тем не менее, согласно этой версии, после некоторых переговоров, Салах ад-Дин был принят большинством эмиров. Советники аль-Адида предполагали таким образом разбить ряды Зангидов. В то же время Аль-Вахрани писал, что Салах ад-Дин был выбран из-за репутации его семьи, за их «великодушие и воинскую честь». Имад ад-Дин писал, что после траура по Ширкуху «мнения разделились» и халифы Зангидов поставили на Салах ад-Дина и заставили халифа «инвестировать в визиря». И хотя позиции были осложнены конкуренцией исламских лидеров, основная часть сирийских правителей поддерживала Салах ад-Дина за его достижения в египетской экспедиции, в которой он получил большой военный опыт.

Вступив в должность эмира 26 марта 1169 года, Салах ад-Дин раскаялся «в винопитии и отвернулся от легкомыслия, обратившись к религии». Получив самую большую власть и независимость, чем когда-либо прежде в своей карьере, он сталкивается с проблемой преданности между аль-Адидом и Нур ад-Дином. Последний, был враждебно настроен к назначению Салах ад-Дина и по слухам, говорил: «Как он смеет [Салах ад-Дин] делать что-то без моего приказа?» Он написал несколько писем Салах ад-Дину, который опустил их, не отказываясь от своей верности к Нур ад-Дину.

В том-же году группа египетских солдат и эмиров попытались убить Салах ад-Дина, но благодаря главе его разведки Али бин Сафьяну был арестован и убит главный заговорщик — суданский евнух, управляющий дворца фатимидов — Наджи Мутамин аль-Кхилафа. На следующий день 50000 суданцев, для которых Наджи был представителем их интересов во дворе, подняли бунт против Салах ад-Дина. К 23 августа восстание было подавлено, после этого Салах ад-Дин больше никогда не сталкивался с угрозой бунта в Каире.

К концу 1169 года, Салах ад-Дин с поддержкой Нур ад-Дина побеждает силы крестоносцев и византийцев вблизиДумьята. Позже, весной 1170 года Нур ад-Дин, по просьбе Салах ад-Дина, отправляет его отца в Каир с поощрениями от Багдадского халифа аль-Мустади из рода Аббасидов, который пытается оказать давление на Салах ад-Дина для скорейшего свержения своего соперника аль-Адида.

После этого Салах ад-Дин укрепил свою власть и суннитское влияние в Египте, раздав высокие посты членам своей семьи. Он открывает в Каире филиал Маликийского мазхаба, что приводит с уменьшению влиянию Шафиитского мазхаба из аль-Фустат.

После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум(современный сектор Газа) в 1170 году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах ад-Дин отступил от Дарума и взял Газу. Он разрушил город за пределами крепости и убил большинство его жителей, после того как они отказали ему сдать город. Неизвестно когда именно, но в том-же году, он напал и захватил замок Эйлат, который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей.

Султан Египта[править | править исходный текст] Править

Со слов Имад ад-Дина аль-Исфахани, в июне 1171 года Нур ад-Дин написал множество писем Салах ад-Дину, в которых требовал установление халифата Аббасидов в Египте. Последний старался отмалчиваться, боясь оттолкнуть от себя шиитское население и знать. Через два месяца Салах ад-Дин координируется с Наждмом аль-Адин аль-Кабушани, шафитским факихом, который был в оппозиции к шиитскому правлению в стране.

Когда к сентябрю 1171 года Аль-Адид заболел (и возможно был отравлен), он попросил Салах ад-Дина навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах ад-Дин отказался, опасаясь потерять расположение Аббасидов, и, как говорят, впоследствии очень жалел, узнав о его намерении.

Аль-Адид умер 13 сентября и через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

25 сентября 1171 года Салах ад-Дин покидает Каир, для того, чтобы принять участие в нападении на Керак иМонреаль (территория современной Иордании), замок Иерусалимского королевства. Когда казалось, что крепость уже готова сдаться, Салах ад-Дин узнает, что со стороны Сирии выступил Нур ад-Дин, для участия в операции. Понимая, что если он встретится с ним лично, то больше не будет управлять Египтом, Салах ад-Дин снимает свой лагерь и возвращается в Каир под предлогом начавшихся волнений в Египте. Этот поступок увеличивает напряжённость в его непростых отношениях с Нур ад-Дином, до такой степени, что последний собирается выступить с армией на Каир. Послушав своего отца, Салах ад-Дин пишет письмо с извинениями, но Нур ад-Дин не принимает его оправданий.

Летом 1172 года нубийская армия осаждает Асуан. На помощь губернатору Асуана приходит брат Салах ад-Дина —Туран-Шах. Несмотря на то, что нубийцы были разбиты, они снова возвращаются в 1173 году. На этот раз Египетская армия выходит из Асуана и захватывает нубийский город Ибрим. Нур ад-Дин не предпринимает никаких шагов против Египта, но просит вернуть 200000 динар, которые он выделил на армию Ширкуха. Салах ад-Дин платит этот долг 60000 динар, драгоценностями и товарами.

9 августа 1173 года после падения с лошади умирает отец Салах ад-Дина Айюб, и Нур ад-Дин понимая, что у него не осталось влияния в Каире, готовится к захвату Египта. В начале 1174 года Салах ад-Дин отправляет Туран-Шаха в кампанию по захвату порта Аден и Йемена, запасного плацдарма на случай вторжения в Египет.

Аннексия Сирии[править | править исходный текст] Править

Взятие Дамаска[править | править исходный текст] Править

В начале лета 1174 году Нур ад-Дин готовит армию для нападения на Египет, собирая войска в Мосуле, Диярбакыреи Аль-Джазире. Аюбиды отправляют посла к Салах ад-Дину с этим известием, и он собирает свои войска под Каиром. Внезапно, 15 мая Нур ад-Дин умирает (некоторые источники говорят об отравлении), оставляя одиннадцатилетнего наследника, ас-Салеха. Его смерть даёт политическую независимость Салах ад-Дину.

Для того, чтобы не выглядеть захватчиком Сирии и остаться лидером борьбы с крестоносцами, Салах ад-Дин выбирает позицию защитника ас-Салеха. В письме последнему, он обещает «быть в качестве меча», и ссылается на смерть его отца как на «землетрясение». Уже в октябре 1174 года Салах ад-Дин выдвигает к Дамаску отряд из семисот конников. Напуганый ас-Салех и его советники отступают в Алеппо, а люди преданные семье Салах ад-Дина впускают армию последнего в город.

Дальнейшее завоевание[править | править исходный текст] Править

Оставив Дамаск под началом одного из своих братьев, Салах ад-Дин приступает к захвату городов, ранее принадлежащих Нур ад-Дину. Его армия захватывает Хаму, но отступает перед хорошо укреплённым Хомсом. И когда в декабре 1174 года Салах ад-Дин берёт в осаду Алеппо, юный ас-Салех выходит из дворца и обращается к гражданам с просьбой защитить город ради памяти о его отце. Один из летописцев Салах ад-Дина утверждал, что после этой речи люди «подверглись его чарам». Опасаясь прямого конфликта с ас-Салехом Салах ад-Дин снимает осаду.

Советники ас-Салаха просят помощи у Рашид ад-Дина Синана. Лидер исмаилитов и сам желает отомстить человеку, который отстранил Фатимидов от власти в Египте. 11 мая 1175 года группа из тринадцати ассасиновпроникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает покушение. В 1177 году, для того чтобы получить выход к морю, Салах ад-Дин начинает готовиться к захвату территории Иерусалимского королевства. В октябре 1177 года происходит битва при Монжизаре (иначе — битва при Рамле, в исламских источниках — сражение при Телль Ас-Сафите), где Салах ад-Дин терпит поражение от войск Балдуина IV.