ФЭНДОМ

Присвоение звания Героя Украины Править

20 января[1] 2010 года президент Украины Виктор Ющенко указом № 46/2010 присвоил Степану Бандере звание Героя Украины посмертно[2][3][4] с официальной формулировкой «за несокрушимость духа в отстаивании национальной идеи». Хотя, согласно статуту, звания Героя Украины[5] присваивается гражданам Украины; Бандере, как и некоторым другим награждённым, было присвоено это звание, хотя они и не являлись гражданами Украины.[6][7]

Данное решение вызвало крайне неоднозначную реакцию как на Украине, так и за её рубежами.

Реакция на Украине Править

Реакция на Украине, как и в мире, неоднозначна. Часть политических деятелей относится к этому событию как к позору, другие же его одобряют[8].

  • В специальном заявлении киевской городской организации Конгресса украинских националистов по этому поводу сказано, что это событие историческое, которого ожидали миллионы украинцев. Наконец-то фигура такого человека, который посвятил всю свою жизнь, начиная с самого детства и заканчивая последним моментом, борьбе за Украинское Самостоятельное Соборное Государство, достойно почтена на официальном уровне и заняла своё место среди украинских героев.[9]
  • На заседании политсовета ВО «Свобода» 22 января 2010 года было отмечено, что это решение является чрезвычайно важным и вызвано давлением на президента общественности, местных советов[10]. Раньше «Свобода» проводила митинги с требованиями признания Степена Бандеры Героем Украины[10].
  • В специальном заявлении Партии регионов по этому поводу сказано: присвоение звания Героя Украины Степану Бандере в День Соборности (объединения) Украины не будет содействовать её объединению. Это шаг к ещё большему расколу страны. «Глава государства в этом вопросе должен быть президентом всей Украины, а не какой-то одной её части»[11][12].
  • «Решение сделать Бандеру Героем Украины не только аморально, но и незаконно. Поэтому, если Янукович станет президентом, у него будут и законные, и моральные основания отменить этот указ», — комментирует депутат от ПР, академик, доктор исторических наук Д. Табачник[6].
  • «Если бы Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о присвоении звания Героя Украины Степану Бандере накануне первого тура президентских выборов, то тогда такое его решение можно было бы считать конъюнктурным. Но тем, что Виктор Ющенко принял такое решение сейчас, он продемонстрировал верность своим убеждениям», — комментирует указ президента член ПР А. Герман[13], затем сказавшая в интервью: «Мы (ПР) считаем большой ошибкой делать такие раздирающие Украину поступки. Этим он в который раз доказал, что никогда не был президентом всей страны»[14].
  • По мнению представителя партии БЮТ депутата А. Сенченко, «своим решением Ющенко осложняет положение в стране. Он делает это с целью усиления нестабильности»[6]. Однако другой депутат от БЮТ, А. Шкиль считает решение Президента «позитивным, абсолютно позитивным»[15]. Третий представитель БЮТ, В. Деревляный, заявил: «Степан Бандера — великий сын украинского народа, который всю свою жизнь посвятил борьбе за украинское соборное независимое государство и делал это в нелегкое для Украины время»[16]. Ещё один депутат от БЮТ В. Яворивский отметил, что именно благодаря Бандере и бандеровскому движению в середине ХХ века идея восстановления государственности Украины «опять ожила». «УПА и Бандера — этап, который усилил национальную память и сознание украинцев», — добавил он[17].
  • Лидер парламентской фракции КПУ П. Симоненко сказал: «Надеюсь, что новый президент одним из самых первых своих указов отменит этот указ, как и ряд других [о Шухевиче[18]. Другой народный депутат от КПУ Л. Грач считает, что присвоение Степану Бандере звания Героя позорит прошлое, настоящее и будущее Украины[16].
  • 28 января Президиум Верховного Совета Автономной Республики Крым принял Заявление, в котором называет Указ «откровенной провокацией, направленной на раскол украинского общества, большинство граждан которого однозначно считают Бандеру нацистским пособником и палачом»[19].
  • 17 февраля Верховный Совет АРК принял обращение к Президенту Украины В. Януковичу «отменить позорные указы» В. Ющенко, которыми тот присвоил Бандере звание героя и признал членов УПА борцами за независимость Украины: «Великая Отечественная война унесла слишком много жизней, чтобы можно было пренебречь этой скорбной памятью. Народы, сражавшиеся против фашизма, заплатили невосполнимую цену за свою свободу от захватчиков, и шаги, которым президентская власть Украины героизирует нацистских подручных, — это надругательство над памятью о героях и жертвах войны».[20]
  • 3 февраля внеочередная сессия Харьковского областного совета в ответ на присвоение звания С. Бандере приняла «Заявление о недопущении навязывания обществу идеологии национализма и фашизма».[21]
  • 2 февраля Главный раввин Украины Моше Реувен Асман заявил, что В. Ющенко решился на этот шаг после того, как «стало ясно, что он не имеет политического будущего», и объявил о своём намерении в знак протеста отказаться от государственной награды: «Это страшный удар по международному имиджу Украины. И, к сожалению, расхлебывать это придется уже новой власти. Я награжден орденом Украины „За заслуги III степени“, но из-за указа Ющенко планирую в ближайшее время вернуть этот орден властям».[22]
  • Народный депутат, поэт, Герой Украины Борис Олейник в знак протеста против награждения Бандеры вышел из Комитета по государственным наградам Украины, заявив: «Я сын советского солдата, который с 1943 года лежит под Харьковом. В любом случае, этот указ — прямой путь к расколу Украины».[23]
  • Первый космонавт независимой Украины, Герой Украины Леонид Каденюк заявил: «Указ ещё больше расколол наше общество… Подобного рода постановления отнюдь не способствуют укреплению нашего международного имиджа как демократического государства. Более того, они позорят Украину, потому что в Европе прекрасно понимают, кем были Бандера и Шухевич».[24]
  • Легендарный прототип «майора Вихря», разведчик, спасший от разрушения в 1945 году Краков, Герой Украины Евгений Березняк так отнёсся к указу президента: «Это пощёчина всем ветеранам ВОВ. Бо́льшей пакости он не мог сделать! Я, когда услышал это, решил отказаться от звания Героя Украины. Но мои коллеги ветераны сказали: не смей этого делать, ты заслужил это звание, и не Ющенко тебе его присваивал»[6].
  • 5 марта на совместной с президентом России Д. Медведевым пресс-конференции в Москве президент В. Янукович заявил, что, учитывая негативную реакцию как со стороны Европарламента, так и внутри Украины на присуждение бывшим президентом В. Ющенко звания Героя Украины С. Бандере и Р. Шухевичу, он обещает отменить соответствующие указы: «Это решение будет принято ко Дню Победы».[25]

Международная реакция Править

  • Председатель Словацкого союза борцов с фашизмом П. Сечкар заявил, что «со стороны Виктора Ющенко — это провокация» и что в годы Второй мировой войны бандеровцы зверствовали и на чехословацкой территории, а присвоение высокой награды было проведено без изучения многих исторических фактов, и сомнение вызывают так называемые заслуги С. Бандеры[26].
  • Председатель Словацкого объединения бывших заключённых концлагерей О. Вагнер заявил: «Бандера сотрудничал с нацистами. Поэтому неофашисты могут воспринимать присвоение ему звания героя Украины как очередной шаг к реабилитации фашизма»[26].
  • Председатель чешской конфедерации политзаключённых Надежда Кавалирова выразила поддержку решению В. Ющенко: «Хорошо, что он пошёл на этот шаг, ряду чешских политиков есть чему поучиться»[27].
  • Заместитель Председателя Совета Федерации России Ю. Воробьёв 22 января назвал действия Ющенко по присвоению Бандере звания Героя позорными и постыдными: «Это просто стыд и срам. Если бы об этом узнали наши деды и отцы, то просто бы перевернулись от возмущения в своих могилах»[28].
  • В заявлении МИДа России от 27 января 2010 говорится: «Указ о награждении Степана Бандеры орденом Героя Украины — событие настолько одиозного свойства, что оно не могло не вызвать однозначно негативную реакцию прежде всего в Украине. Уже известна позиция по этому вопросу целого ряда украинских политиков, полагающих, что решения подобного рода не способствуют консолидации украинского общественного мнения»[29].
  • Бывший премьер-министр Польши Л. Миллер заявил: «Политическая элита Польши, чувствительная к поведению немецких властей в отношении Эрики Штейнбах, на удивление безразлично отнеслась к знаменательному жесту единения президента Виктора Ющенко с террористом и преступником. Ведущие польские политики не критикуют Ющенко, потому что он имеет в Польше заслуженный имидж антироссийского политика»[30].
  • Министр канцелярии президента Польши М. Гандзлик заявил: «Мы с недоумением восприняли решение президента Украины относительно Степана Бандеры. Мы рассчитывали на бо́льшую деликатность со стороны наших украинских партнёров … Польша в разговорах с украинскими партнёрами неоднократно высказывала свои возражения в том, что касается оказания почёта Степану Бандере и членам УПА. Для поляков Степан Бандера — фигура чрезвычайно неоднозначная»[31].
  • Президент Польши Лех Качинский 4 февраля осудил присвоение звания Героя главе ОУН Бандере. Сообщение об этом размещено на официальном сайте президента Польши. Как считает Качинский, действия В. Ющенко подрывают процесс исторического диалога и примирения: «Текущие политические интересы возобладали над исторической правдой».[32]
  • Центр Симона Визенталя направил письмо в посольство Украины в США, в котором выразил «глубочайшее отвращение по отношению к тем почестям, которых удостоился Бандера». В документе говорится, что Бандера был пособником нацистов и виновником убийства тысяч евреев и людей других национальностей в годы Второй мировой войны[33][34].
  • Европарламент в резолюции по Украине, принятой в феврале 2010, «глубоко сожалеет о решении уходящего в отставку президента Украины Виктора Ющенко посмертно наградить Степана Бандеру, лидера Организации украинских националистов (ОУН), которая сотрудничала с нацистской Германией, званием «Национального Героя Украины»; в связи с чем надеется, что новое украинское руководство пересмотрит такое решение, будучи приверженным европейским ценностям»,[35] и выразил надежду, что вновь избранный президент Янукович пересмотрит такое решение.[36]
  • Посол Польши в Украине Яцек Ключковский заявил, что решение о присвоении или неприсвоении званий – это дело Украины. В то же время, он признал, что со стороны украинского руководства это был недружественный шаг. Ключковский отметил, что Бандера боролся за независимую Украину, а также то, что Бандера не был немецким коллаборационистом и не следует его обвинять в коллаборационизме.[37]
  • 11 марта Абрахам Фоксман, глава Антидиффамационной лиги, обратился к новоизбранному Президенту Украины Виктору Януковичу с призывом лишить звания "Герой Украины" Степана Бандеру и Романа Шухевича "имевших непосредственное отношение к зверствам против евреев и поляков".[38]

Суд Править

17 февраля 2010 года Верховный Совет Крыма обжаловал в Конституционном суде Украины присвоение Степану Бандере звания Героя Украины и потребовал от суда признать не соответствующим Конституции данный указ Виктора Ющенко.[20]

2 апреля 2010 Донецкий окружной административный суд признал противоправным и подлежащим отмене указ о присвоении Бандере звания Героя Украины.[39]

Примечания Править

  1. Указ Ющенко публично обнародован в печати 22 января, в день соборности Украины.
  2. Указ президента Украины № 46/2010 "О присвоении С. Бандере звания «Герой Украины» Шаблон:Проверено
  3. Ющенко присвоил Бандере звание Героя Украины // Ukranews, 22.01.2010 Шаблон:Проверено
  4. Ющенко присвоил Бандере звание Героя Украины // Lenta.ru, 22.01.2010 Шаблон:Проверено
  5. Президент України, Указ № 1114/2002 «Про звання Герой України» вiд 02.12.2002
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 «Ющенко дал Бандере Героя». «Сегодня» № 15(3439), 23 января 2010, стр.5 Шаблон:Проверено
  7. «Харьковские известия» № 10-11(2136), 28 января 2010, стр.4 Шаблон:Проверено
  8. По опросу в телевизионной передаче С. Шустера «Шустер Лив» (ТРК «Украина», пятница, 22 января 2010, прямой эфир), из избирателей В. Януковича 7 % одобряют и 93 % не одобряют присвоение С. Бандере звания Героя Украины; из избирателей Ю. Тимошенко 50 % одобряют и 50 % — нет.
  9. «Заява Київської міської організації КУН». 24 января 2010
  10. 10,0 10,1 Шаблон:Cite web
  11. «Регионалы»: присвоение Бандере звания Героя ведет к расколу Украины,
  12. «Бандера ещё больше расколет Украину». 22 января 2010, 18:11, агентство Росбалт-Украина Шаблон:Проверено
  13. Шаблон:Cite web
  14. «Герман о „майорах“…» Интервью с Анной Герман. «2000» № 4(495), 29 января 2010, стр. А6 Шаблон:Проверено
  15. У Тимошенко задоволені, що Бандера — Герой УкраїниШаблон:Lang-uk
  16. 16,0 16,1 Шаблон:Cite web
  17. «БЮТ: Ющенко сделал Бандеру Героем Украины от ненависти к Тимошенко»
  18. «Переговоры о поддержке во втором туре..» Интервью с Петром Симоненко. «2000» № 4(495), 29 января 2010, стр. А7 Шаблон:Проверено
  19. Шаблон:Cite web
  20. 20,0 20,1 «Парламент Крыма обжаловал в суде присвоение Бандере Героя Украины». 17 февраля 2010, 17:43, РИА «Новости» Украина Шаблон:Проверено
  21. «Бютовскому губернатору выразили недоверие». «Время регионов Харьковщины» № 6(209)-2010, стр.2 Шаблон:Проверено
  22. «Главный раввин Украины откажется от ордена из-за признания Бандеры героем». Лента.ру, 02.02.2010, 13:41 Шаблон:Проверено
  23. «А был ли герой?». «Время регионов Харьковщины» № 6(209), 2010, стр.10 Шаблон:Проверено
  24. «А был ли герой?» Интервью с Леонидом Каденюком. «Время регионов Харьковщины» № 6(209), 2010, стр.10 Шаблон:Проверено
  25. Янукович заберет у Бандеры «Героя» ко Дню Победы
  26. 26,0 26,1 «Словакия обвинила Украину в провокации». Агентство «Росбалт-Украина», 23 января 2010 Шаблон:Проверено
  27. Шаблон:Cite web
  28. «Россия назвала позорным присвоение Бандере Героя Украины», 22.01.2010, 16:56, Ukranews Шаблон:Проверено
  29. «Однозначная реакция. МИД России прокомментировал присвоение Степану Бандере звания Героя Украины» Коммерсантъ № 14, 20.01.2010 Шаблон:Проверено
  30. Шаблон:Cite web
  31. Шаблон:Cite web
  32. «Качиньский осудил присвоение Бандере звания Героя Украины». Лента.ру, 05.02.2010, 00:37
  33. Перед уходом Ющенко решил раздать награды
  34. Шаблон:Cite web Шаблон:Проверено
  35. Оригинал текста п.19 резолюции Европарламента: «Deeply deplores the decision by the outgoing President of Ukraine, Viktor Yushchenko, posthumously to award Stepan Bandera, a leader of the Organisation of Ukrainian Nationalists (OUN) which collaborated with Nazi Germany, the title of 'National Hero of Ukraine'; hopes, in this regard, that the new Ukrainian leadership will reconsider such decisions and will maintain its commitment to European values.» [1] Шаблон:Проверено
  36. Европа надеется, что Янукович отменит «Бандеру-героя» Шаблон:Проверено
  37. Шаблон:Cite web
  38. Шаблон:Cite web
  39. Донецкий окружной суд отменил указ Ющенко о присвоении Бандере звания Героя Украины // Интерфакс, 2 апреля 2010