ФЭНДОМ

Основная статья: Готская война (367—369)

Готы и Римская империя Править

Основная статья: Скифская война III века

Согласно Иордану во времена царя Филимера готы от берегов Вислы достигли северного побережья Чёрного моря, расселившись между Днепром и Азовским морем. Это единственное, что известно о приходе готов в Северное Причерноморье из письменных источников. По ареалу памятников черняховской культуры область расселения готских племён к IV веку простиралась от Северского Донца и среднего Днепра до Карпат и нижнего Дуная.

Готы вступили в столкновения с Римской империей на нижнем Дунае при императоре Каракалле в 210-е годы.[1] В фрагменте писателя VI века Петра Магистра содержится рассказ о том, что в 230 году готы уже получали ежегодную дань от римлян.[2]

Согласно историку Дексиппу при императоре Бальбине в 238 году началась Скифская война, когда карпы напали на римскую провинцию Мезия, прилегающую к южному берегу Дуная в его нижнем течении. Римские историки называли эту войну Готской по имени наиболее сильного племени в варварской коалиции. Скифская или Готская война длилась примерно 30 лет, отмечена крупными морскими экспедициами готов по Чёрному и Средиземному морям и закончилась в 271 году разгромом готов в их землях императором Аврелианом. Аврелиан по пути в Малую Азию совершил успешный поход на готов за Дунай, где «уничтожил вождя готов Каннаба, или Каннабауда [Cannabaudes], с пятью тысячами человек»[3].

После этого готы совершали лишь эпизодические набеги, пока император Константин Великий не разбил их в 332 году, уничтожив голодом и холодом почти 100 тысяч варваров, после чего принял их в число союзников-федератов.[4] Готы поставили в римские войска 40 тыс. человек и обязались не пропускать к дунайской границе другие племена, за что римляне выплачивали им ежегодно денежные суммы.[5] В середине IV века готские отряды отмечены в составе римской армии на войне с персами.

Победа Валента над готами. 367369 гг. Править

Основная статья: Готская война (367—369)

Вскоре после того, как Валент был провозглашён братом,[6] римским императором Валентинианом, соправителем-императором восточной части Римской империи, в Константинополе поднял мятеж военачальник Прокопий. На помощь узурпатору готы выслали отряд в 3 тысячи[7] воинов, однако они не успели принять участия в боевых действиях, так как Валент быстро подавил мятеж и казнил Прокопия. Готы были разоружены и задержаны в придунайских крепостях.

Когда вожди готов потребовали возвращения пленных, император Валент решил упредить конфликт и весной 367 года сам атаковал места проживания готов за нижним Дунаем. Первый поход не принёс успеха, варвары скрылись в горах. В следующем году поход сорвался из-за обильного разлива Дуная. В 369 году Валенту удалось продвинуться вглубь варварских земель, где произошло сражение с готами-тервингами вождя Атанариха. Атанарих потерпел поражение и бежал. По словам Зосимы Валент выслал легкие поисковые отряды в места, где могли укрыться готы, с обещанием платить за каждую голову врага. Кроме потерь в боях в результате 3-летней войны готы стали испытывать лишения из-за отсутствия торговли с империей. Они запросили мир, который был заключен между императором Валентом и вождем Атанарихом на гребном судне посередине Дуная.[8]

Нашествие гуннов Править

В начале 370-х годов в Северное Причерноморье ворвались племена гуннов. Сначала на себя удар приняли аланы, затем в столкновение с неведомым прежде грозным противником вступили готы-гревтунги прославленного в германском эпосе вождя Германариха. Сведения о гото-гуннских войнах донесли до нашего времени историки Аммиан Марцеллин[9] и Иордан.

Германарих скончался в ходе войны, его преемник Витимир погиб в бою с гуннами. Племя гревтунгов, возглавляемое вождями Алафеем и Сафраком, отступило под напором гуннов и аланов к Днестру. К Днестру подошли готы-тервинги Атанариха, чтобы задержать продвижение гуннов на берегах реки. Однако гунны обошли ночью передовой заслон готов и внезапно обрушились на их основной лагерь. Атанарих бежал и стал организовывать новую линию обороны уже на реке Прут. За исключением Крыма, где до конца средних веков сохранялась небольшая колония готов, их следы в Северном Причерноморье с тех пор исчезают.[10]

Часть готских племён покорилась гуннам, другие были согнаны с мест постоянного проживания и скопились к северу от нижнего Дуная. Недостаток жизненных припасов в тех местах и постоянная угроза гуннских набегов заставили их искать убежища на римской территории к югу от Дуная, в восточной Фракии[11].

Переселение готов в восточную Фракию. 376 год Править

Аммиан Марцеллин так сообщил о решении готских племён:

«После продолжительных совещаний о том, какое место избрать для поселения, они решили, что наиболее подходящим для них убежищем будет Фракия; в пользу этого говорили два соображения: во-первых, эта страна имеет богатейшие пастбища и, во-вторых, она отделена мощным течением Истра от пространств, которые уже открыты для перунов чужеземного Марса.»[9]
На левом берегу Дуная скопилась огромная толпа почти в 200 тыс. человек по оценке Евнапия.[12] Римляне перебили тех варваров, которые рискнули переправиться на правый берег. Готы послали посольство к императору Валенту с просьбой о поселении на землях империи. Император разрешил переправу варварам через Дунай с намерением использовать их людские ресурсы для укрепления своей армии. Готам должны были предоставить землю для обработки и провиант на первое время.

Римские начальники должны были обеспечить разоружение готов, однако не сумели выполнить указание императора.[13] По образному выражению Марцеллина «открыты были запоры на нашей границе и варвары выбрасывали на нас толпы вооруженных людей, как Этна извергает свой пылающий пепел.»[14]

Первыми переправилось готское племя тервингов вождей Алавива и Фритигерна. Другое племя тервингов под началом Атанариха ушло по левому берегу Дуная вверх, вытесняя сарматов. Готские племена гревтунгов вождей Алафея и Сафрака и племя Фарнобия не получили разрешения на переправу, но воспользовавшись отвлечением римских солдат на охрану тервингов, высадились на правом берегу Дуная.

Вследствие злоупотреблений римского наместника в Фракии, комита Лупицина, готы не получили продовольствия в достаточном количестве и были вынуждены обменивать на него своих детей. Даже детей старейшин уводили в рабы, на что их родители давали согласие, чтобы спасти их от голодной смерти.

Примечания Править

  1. SHA: Элий Спартиан, «Антонин Каракалл»: «Гетами называются готы, которых он, отправляясь на Восток, победил в беспорядочных сражениях.»
  2. Пётр Магистр, фр. 7 по книге «Византийские историки» (1860 г.)
  3. Флавий Вописк («Аврелиан», 22); поход упоминает также Иордан («Романа», 290)
  4. Anonymus Valesianus, I.6
  5. Исидор Севильский, «История готов», 5; Иордан, «Гетика», 112
  6. После смерти римского императора Иовиана в феврале 364 армия избрала в императоры Валентиниана, который в свою очередь назначил в соправители своего брата Валента. Затем Валентиниан выбрал себе для правления западную часть Римской империи со столицей в Медиолане, а Валента оставил править восточной частью со столицей в Константинополе.
  7. Амм. Марц., 26.10.3. Зосима (кн. 4) назвал число готов в 10 тыс.
  8. Амм. Марц., 27.5
  9. 9,0 9,1 Амм. Марц., 31.3
  10. Археологически нашествие гуннов в Причерноморье привязывается к исчезновению черняховской культуры в том регионе.
  11. Под названием Фракия у историков имеется в виду не римская провинция Фракия (совр. южная часть Болгарии), а вся историческая область Балкан к югу от нижнего Дуная, примерно совпадающая с территорией совр. Болгарии.
  12. Евнапий, фр. 43 по пер. Дестуниса («Византийские историки», 1860 г.)
  13. Евнапий, фр. 43 по пер. Дестуниса («Византийские историки», 1860 г.): «Царь из Антиохии предписал римским военачальникам принять прежде всего невзрослых скифов, препроводить их в римские владения и держать бережно в залоге; потом, стоя на берегу, прочим скифам, способным носить оружие, не прежде доставить суда для переправы на другой берег и не прежде принимать их, пока они не сложат оружия и не будут совершенно безоружны. […] Коротко сказать, всякий думал только о том, чтобы наполнить дом рабами, поместья — пастухами и удовлетворить своему неистовому сладострастию. Постыдно и беззаконно прельщенные такими предметами, военачальники приняли скифов вооруженных.»
  14. Амм. Марц., 31.4.9