ФЭНДОМ

Шаблон:1 cell table row
Португальская Республика
República Portuguesa
Шаблон:Флаг Португалии Герб Португалии
Флаг Португалии Герб Португалии
250px
Национальный девиз: нет
Гимн: «A Portuguesa»
Дата независимости 5 октября 1143
  1. REDIRECT Шаблон:Nobr
Официальный язык Португальский
Столица Лиссабон
Крупнейшие города Лиссабон
Форма правления Президентская республика
Президент
Премьер-министр
Анибал Каваку Силва
Жозе Сократеш
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
109-я в мире
92 391 км²
0,5
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
76-я в мире
10 566 212
114,3 чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта доллар США[1]
Телефонный код +351
Файл:Lisbon Parque das Nacoes.JPG

Португа́лия (Шаблон:Lang-pt), полное официальное название Португа́льская Респу́блика (Шаблон:Lang-pt) — самое западное в Европе государство. Расположена в юго-западной части Пиренейского полуострова. На севере и востоке граничит с Испанией, на юге и западе омывается Атлантическим океаном.

Президентская республика с 1910. Член НАТО1949), ООН1955), ОЭСР1961), ЕС1 января 1986), Содружества португалоязычных стран1996). Входит в Шенгенскую зону и зону евро.

История Править

Основная статья: История Португалии

В IV—III вв. до н. э. большую часть территории Португалии населяли лузитаны. В кон. 1 в. до н. э. было завершено покорение Португалии Римом. Во 2-й пол. V—VI вв. н. э. Португалию завоевали вестготы, в 713718 — арабы. В ходе Реконкисты было создано в 1095 графство Португалия, в 1139 году (официально в 1143 году) ставшее независимым королевством. С XV в. началась колониальная экспансия Португалии; наивысшего расцвета португальская колониальная империя достигла в 1-й пол. XVI в. В 15811640 была подвластна Испании. В нач. XVIII в. участвовала в войне за Испанское наследство. Подписанные в ходе войны Лиссабонский договор 1703 и Метуэнский договор 1703 привели к экономической и политической зависимости Португалии от Великобритании. В 1807 году в Португалию вторглись войска Наполеона I, которые были изгнаны в 1808 году английскими войсками при поддержке португальских патриотов. XIX в. был отмечен в Португалии революциями (Португальская революция 1820, Сентябрьская революция 1836), гражданскими войнами (мигелистские войны, Марии да Фонте война), острой борьбой между сторонниками и противниками конституции. Со 2-й пол. XIX в. в Португалии развивается республиканское и социалистическое движение.

XX век Править

В результате Португальской революции 1910 Португалия стала республикой. Страна принимала участие в Первой мировой войне на стороне Антанты. В 1926 году был совершен государственный переворот, установилась военная диктатура. В 1932 году власть захватил Салазар, завершивший создание в стране фашистского режима. С 1961 года Португалия была вынуждена вести войны против национально-освободительных движений в своих африканских колониях. 25 апреля 1974 восставшие войска под руководством Движения вооруженных сил свергли фашистское правительство («революция гвоздик»), разрешена деятельность политических партий. Завершена деколонизация бывших португальских колоний в Африке. В апреле 1976 принята новая конституция. В июле 1976 — августе 1978 у власти находилось правительство, сформированное Португальской социалистической партией (ПСП, основана в 1973 году), с января 1981 — правоцентристское коалиционное правительство (в 19831985 у власти коалиция социалистической и социал-демократической партий), с 1987 — правительство ПСП.

Политическая структура Править

Португалия — президентская республика. Президент избирается всеобщим голосованием на 5 лет.

  • Правительство возглавляет премьер-министр, который, как правило, является лидером победившей на парламентских выборах партии. Премьер-министр формирует состав своего кабинета.
  • Парламент (Ассамблея Республики) избирается по партийным спискам на 4 года. В состав парламента входят 230 депутатов.

В Португалии действует многопартийная система. Однако основная политическая борьба происходит между двумя партиями: социалистической и социал-демократической.

Административное деление Править

До 1976 территория Португалии была разделена на провинции. После административной реформы территория континентальной Португалии разделена на 18 округов. Островные территории (Азорские острова и Мадейра) имеют статус автономных регионов.

Шаблон:Португалия

Столица Править

Другие города Править

Географические данные Править

Файл:Portugal Map RU.gif

В северной части Португалии — горы (хр. Серра-да-Эштрела, высота до 1991 м, и др.). Южная и центральная части — Португальская низм., холмы и низкогорья. Климат субтропический, средиземноморский. Средние температуры января 5—10 °С, июля 20—27 °С. Осадков на равнинах от 400 до 800 мм, в горах от 1000 до 2500 мм в год. В Португалии — низовья рек Дору (Дуэро), Тежу (Тахо), Гвадиана. Растительность средиземноморского типа (маквис, дубовые и сосновые леса), в горах — луга, кустарники. Национальный парк Пенеда-Жереш, несколько резерватов.

Смотрите также: Физическая география Португалии

Экономика Править

Основная статья: Экономика Португалии

Португалия — индустриально-аграрная страна. Доля в ВНП (1994, %): промышленность 40, сельское хозяйство 6. Добыча пиритов, вольфрама, урана, олова, железной руды, угля. Производство электроэнергии 33,3 млрд кВт·ч (1995), главным образом на ГЭС. Наиболее важные традиционные отрасли промышленности — текстильная (хлопчатобумажная и шерстяная), швейная, виноделие, производство оливкового масла, рыбных консервов, обработка пробковой коры (ведущее место в мире). Черная и цветная металлургия, машиностроение (судостроение и судоремонт, автосборка, электротехническое); развивается химическая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, цементная, стеклянно-керамическая (производство синей облицовочной плитки) промышленность. В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Ок. 1/2 обрабатываемых земель занято пашней; виноградарство, плодоводство, оливковые насаждения. В животноводстве разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство. Рыболовство (улов 253,9 тыс. метрич. т в 1994, главным образом сардины). Длина (1996, тыс. км) железных дорог 3, автодорог 68,7. Экспорт: текстильные и швейные изделия, продовольственные товары, пробка, суда, электрооборудование, химическая продукция. Основные внешнеторговые партнеры — страны Европейского сообщества. Иностранный туризм (ок. 10 млн человек в год).

Население Править

Основная статья: Население Португалии

Культура Править

Основная статья: Культура Португалии

Вооруженные силы Править

Смотрите также Править

Внешние ссылки Править

Шаблон:Wikinewscat

Шаблон:Европа Шаблон:Евросоюз Шаблон:НАТО Шаблон:ОЭСР Шаблон:CPLP

Шаблон:Portugal-geo-stub