ФЭНДОМ

Нобелевская премия по литературе — высшая награда за выдающиеся достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме.

Список лауреатов Править

1900-е Править

Год Имя Тема
1901 Flag of France Сюлли-Прюдом «За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта».
1902 Шаблон:Флаг Германии Теодор Моммзен "За монументальный труд «Римская история»".
1903 Шаблон:Флаг Норвегии Бьёрнстьерне Бьёрнсон «За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант».
1904 Flag of France Фредерик Мистраль «За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа».
Шаблон:Флаг Испании Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре «За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».
1905 Шаблон:Флаг Польши Генрик Сенкевич «За выдающиеся заслуги в области эпоса».
1906 Flag of Italy Джозуэ Кардуччи «За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров».
1907 Flag of the United Kingdom Джозеф Редьярд Киплинг «За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».
1908 Шаблон:Флаг Германии Рудольф Кристоф Эйкен «За серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию».
1909 Шаблон:Флаг Швеции Сельма Отилиана Ловиза Лагерлёф «Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
1910 Шаблон:Флаг Германии Пауль Йохан Людвиг фон Хейзе «За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл».

1910-е Править

Год Имя Тема
1911 Шаблон:Флаг Бельгии Морис Метерлинк «За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».
1912 Шаблон:Флаг Германии Герхарт Иоханн Роберт Гауптман «В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».
1913 Шаблон:Флаг Индии Рабиндранат Тагор «За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление».
1914 Премия не присуждалась.  
1915 Flag of France Ромен Роллан «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
1916 Шаблон:Флаг Швеции Карл Густав Вернер фон Хейденстам «Как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе».
1917 Шаблон:Флаг Дании Карл Адольф Гьеллеруп «За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы».
Шаблон:Флаг Дании Хенрик Понтоппидан «За правдивое описание современной жизни Дании».
1918 Премия не присуждалась.  
1919 Шаблон:Флаг Швейцарии Карл Шпиттелер "За несравненный эпос «Олимпийская весна»".
1920 Шаблон:Флаг Норвегии Кнут Гамсун "За монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям".

1920-е Править

Год Имя Тема
1921 Flag of France Анатоль Франс «За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом».
1922 Шаблон:Флаг Испании Хасинто Бенавенте-и-Мартинес «За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы».
1923 Шаблон:Флаг Ирландии Уильям Батлер Йейтс «За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух».
1924 Шаблон:Флаг Польши Владислав Станислав Реймонт "За выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»".
1925 Шаблон:Флаг Ирландии Джордж Бернард Шоу «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
1926 Flag of Italy Грация Деледда «Премии за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом».
1927 Flag of France Анри Бергсон «В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены».
1928 Шаблон:Флаг Норвегии Сигрид Унсет «За запоминающееся описание скандинавского средневековья».
1929 Шаблон:Флаг Германии Томас Манн "За великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы".
1930 Flag of the United States Синклер Льюис «За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры».

1930-е Править

Год Имя Тема
1931 Шаблон:Флаг Швеции Эрик Аксель Карлфельдт «За его поэзию (посмертно)».
1932 Flag of the United Kingdom Джон Голсуорси "За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»".
1933 Flag of the Soviet Union Иван Алексеевич Бунин «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
1934 Flag of Italy Луиджи Пиранделло «За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
1935 Премия не присуждалась  
1936 Flag of the United States Юджин О’Нил «За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».
1937 Flag of France Роже Мартен дю Гар «За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни».
1938 Flag of the United States Перл Бак «За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры».
1939 Шаблон:Флаг Финляндии Франс Эмиль Силланпяя «За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».
1940 Премия не присуждалась  

1940-е Править

Год Имя Тема
1941 Премия не присуждалась  
1942 Премия не присуждалась  
1943 Премия не присуждалась.  
1944 Шаблон:Флаг Дании Йоханнес Вильхельм Йенсен «За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля».
1945 Шаблон:Флаг Чили Габриэла Мистраль «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».
1946 Шаблон:Флаг Германии/Шаблон:Флаг Швейцарии Герман Гессе «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
1947 Flag of France Андре Жид «За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».
1948 Flag of the United Kingdom Томас Стернз Элиот «За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию».
1949 Flag of the United States Уильям Фолкнер «За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».
1950 Flag of the United Kingdom Бертран Артур Уильям Рассел «Как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе».

1950-е Править

Год Имя Тема
1951 Шаблон:Флаг Швеции Пер Лагерквист «За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством».
1952 Flag of France Франсуа Мориак «За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».
1953 Flag of the United Kingdom Уинстон Леонард Спенсер Черчилль «За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».
1954 Flag of the United States Эрнест Миллер Хемингуэй "За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море»".
1955 Шаблон:Флаг Исландии Халлдор Кильян Лакснесс «За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии».
1956 Шаблон:Флаг Испании Хуан Рамон Хименес «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».
1957 Flag of France Альбер Камю «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
1958 Flag of the Soviet Union Борис Леонидович Пастернак «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
1959 Flag of Italy Сальваторе Квазимодо «За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени».
1960 Flag of France Сен-Жон Перс «За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени».

1960-е Править

Год Имя Тема
1961 Шаблон:Флаг СФРЮ Иво Андрич «За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны».
1962 Flag of the United States Джон Стейнбек «За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением».
1963 Шаблон:Флаг Греции Йоргос Сеферис «За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов».
1964 Flag of France Жан-Поль Сартр «За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
1965 Flag of the Soviet Union Михаил Александрович Шолохов «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
1966 Шаблон:Флаг Израиля Шмуэль Йосеф Агнон «За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами».
Шаблон:Флаг Германии/Шаблон:Флаг Швеции Нелли Закс «За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».
1967 Шаблон:Флаг Гватемалы Мигель Анхель Астуриас «За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки».
1968 Flag of Japan Ясунари Кавабата «За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания».
1969 Шаблон:Флаг Ирландии Сэмюэль Беккет «За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом».
1970 Flag of the Soviet Union Александр Исаевич Солженицын «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

1970-е Править

Год Имя Тема
1971 Шаблон:Флаг Чили Пабло Неруда «За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента».
1972 Шаблон:Флаг Германии Генрих Бёлль «За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».
1973 Шаблон:Флаг Австралии Патрик Уайт «За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк».
1974 Шаблон:Флаг Швеции Эйвинд Юнсон «За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе».
Шаблон:Флаг Швеции Харри Мартинсон «За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса».
1975 Flag of Italy Эудженио Монтале «За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий».
1976 Flag of the United States Сол Беллоу «За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве».
1977 Шаблон:Флаг Испании Висенте Алейксандре «За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами».
1978 Flag of the United States Исаак Башевис Зингер «За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы».
1979 Шаблон:Флаг Греции Одисеас Элитис «За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость».
1980 Шаблон:Флаг Польши Чеслав Милош «Который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами».

1980-е Править

Год Имя Тема
1981 Flag of the United Kingdom Элиас Канетти «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
1982 Шаблон:Флаг Колумбии Габриэль Гарсиа Маркес «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
1983 Flag of the United Kingdom Уильям Голдинг «За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание».
1984 Шаблон:Флаг Чехословакии Ярослав Сейферт «За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека».
1985 Flag of France Клод Симон «За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал».
1986 Шаблон:Флаг Нигерии Воле Шойинка «За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии».
1987 Flag of the Soviet Union/Flag of the United States[1] Иосиф Александрович Бродский «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».
1988 Шаблон:Флаг Египта Нагиб Махфуз «За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества».
1989 Шаблон:Флаг Испании Камило Хосе Села «За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости».
1990 Шаблон:Флаг Мексики Октавио Пас «За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью».

1990-е Править

Год Имя Тема
1991 Шаблон:Флаг Южной Африки Надин Гордимер «Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству».
1992 Шаблон:Флаг Сент-Люсии Дерек Уолкотт «За блестящий образец карибского эпоса в 64 разделах».
1993 Flag of the United States Тони Моррисон «Которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».
1994 Flag of Japan Кэндзабуро Оэ «За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».
1995 Шаблон:Флаг Ирландии Шеймас Хини «За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».
1996 Шаблон:Флаг Польши Вислава Шимборска «За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».
1997 Flag of Italy Дарио Фо «За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных».
1998 Шаблон:Флаг Португалии Жозе Сарамагу «За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность».
1999 Шаблон:Флаг Германии Гюнтер Грасс «За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».
2000 Шаблон:Флаг Китая/Flag of France Гао Синцянь «Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире».

2000-е Править

Год Имя Тема
2001 Шаблон:Флаг Тринидада и Тобаго/Flag of the United Kingdom Видиадхар Сурайпрасад Найпол «Непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».
2002 Шаблон:Флаг Венгрии Имре Кертес «В своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность».
2003 Шаблон:Флаг Южной Африки Джон Максвелл Кутзее «Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия».
2004 Шаблон:Флаг Австрии Эльфрида Елинек «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».
2005 Flag of the United Kingdom Гарольд Пинтер «В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».
2006 Шаблон:Флаг Турции Орхан Памук «В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур».

Факты Править

  • Самым пожилым лауреатом Нобелевской премии по литературе является Теодор Моммзен, который получил премию в 1902 году в возрасте 85 лет.
  • Самым молодым лауреатом Нобелевской премии по литературе является Редьярд Киплинг, который получил премию в 42 года в 1907 году.
  • Самую длинную жизнь прожил лауреат 1950 года Уильям Рассел, который скончался 2 февраля 1970 года в возрасте 97 лет.
  • Самая короткая жизнь среди лауреатов Нобелевской премии по литературе досталась Альберу Камю, который разбился в автокатастрофе в возрасте 46 лет.
  • Из ныне живущих лауреатов наиболее пожилым является Александр Исаевич Солженицын, который родился в 1918 году.

Наиболее часто используемые лауреатами языки Править

Язык произведения
Лауреатов  %
1 Английский 26 25,00
2 Французский 13 12,50
3 Немецкий 12 11,54
4 Испанский 10 9,62
5 Итальянский
Шведский
6 5,77
6 Русский 5 4,81
7 Польский 4 3,80
8 Датский
Норвежский
3 2,88
9 Греческий
Японский
2 1,92
10 Арабский
Бенгальский
Венгерский
Иврит
Идиш
Исландский
Китайский
Окситанский
Португальский
Сербохорватский
Турецкий
Чешский
Финский
1 0,96

ПримечанияПравить

  1. Когда Бродский прилетел в Стокгольм за своей Нобелевской премией, в аэропорту сама собой устроилась импровизированная пресс-конференция, и кто-то из журналистов спросил: вот вы американский гражданин, живете в Америке, и вы русский поэт и премию получаете за русские стихи — кто же вы? американец? русский? — Я еврей, — ответил Бродский.[1]

Ссылки Править

Шаблон:Нобелевская премия