ФЭНДОМ

Османский султан Ottoman flag svg
{{{изображение}}}
{{{Имя}}}
Дата и место рождения {{{Рождение}}}
Дата и место смерти {{{Смерть}}}
Предшественник {{{Предшественник}}}
Преемник {{{Преемник}}}
Тугра {{{Тугра}}}

Мустафа́ IV (осм. مصطفى رابع - Mustafâ-i râbi‘, тур. Dördüncü Mustafa) (8 сентября 177916 ноября 1808) — султан Османской империи (29 мая 1807 — 28 июня 1808).

Сын султана Абдул-Хамида I. Вступил на престол в результате янычарского мятежа против Селима III и его реформ. Лидер мятежников Кабакджи Мустафа-паша был назначен великим везиром. Было объявлено о роспуске «новых войск» (низам-и-джедид), многие сторонники реформ казнены.

При Мустафе IV продолжалась война с Россией. Пытавшийся прорвать блокаду Дарданелл турецкий флот был разгромлен в Афонском морском сражении. В августе 1807 г. было заключено перемирие, во время которого русские войска продолжали оккупировать Дунайские княжества.

Летом 1808 г. рущукский губернатор Байрактар Мустафа-паша с верными ему войсками организовал поход на Стамбул с целью восстановления на престоле Селима III. Сторонники Мустафы IV не смогли оказать ему серьезного сопротивления. Во время штурма дворца Мустафа IV приказал убить бывшего султана Селима и его племянника Махмуда, но последнего убийцы найти не смогли. Овладев дворцом, Мустафа-паша арестовал Мустафу IV, а нашедшийся к тому времени принц Махмуд был возведен на престол.

В ноябре 1808 начался очередной янычарский мятеж, участники которого стремились восстановить Мустафу на престоле. Во время этого мятежа бывший султан Мустафа был убит по приказу Махмуда II.

Ссылки Править

Шаблон:MetaPicstubШаблон:Hist-stub

Предшественник:
Селим III
Османский султан
18071808
Преемник:
Махмуд II

Султаны Османской Империи

Предки Османской династии
Сулейман ШахЭртогрул

Османские султаны

ar:مصطفى الرابع

bg:Мустафа IV bs:Mustafa IV de:Mustafa IV. el:Μουσταφά Δ΄hr:Mustafa IV. hu:IV. Musztafa id:Mustafa IVja:ムスタファ4世 nl:Mustafa IV no:Mustafa IV sh:Mustafa IV.tr:IV. Mustafa