ФЭНДОМ

Шаблон:Марксизм

I-1-мао

Мао Цзедун — основоположник мaoсизма.

Маои́зм (Шаблон:Lang-zh, пиньин: Máo Zédōng Sīxiǎng) — течение в коммунистической идеологии, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считается официальной доктриной Коммунистической партии Китая, хотя начиная с реформ Дэн Сяопина1978) идеологические установки партии заметно поменялись.

В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на Москву, и группы, ориентированные на Пекин (в свою очередь, маоистские организации пережили новый раскол после того, как на путь изоляции вступила Албания Энвера Ходжи). Маоизм утратил популярность на Западе, после того как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции.

В настоящее время маоистские движения достаточно активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Непале маоистские партизаны ведут вооружённую борьбу с правительством. О непальских маоистах см. особую статью.

Сами китайские коммунисты (и большинство маоистских групп на Западе) предпочитают употреблять термин не «маоизм», а «философия (мысль) Мао Цзэдуна», себя же именуют «марксистами-ленинистами», утверждая, что Мао не создал своей доктрины, а лишь развил учение Маркса и Ленина.

Отличительные чертыПравить

  1. Критика партийной бюрократииогонь по штабам») и ставка на аморфные группы революционной молодежи (хунвэйбины)
  2. Осознание партизанской войны как единственной революционной практики в условиях империализма
  3. Акцент на идее культурной революции

См. также Править

Шаблон:Poli-stub Шаблон:Party-stub

bg:Маоизъм br:Maoouriezh ca:Maoisme cs:Maoismus da:Maoisme de:Maoismus el:Μαοϊσμόςeo:Maoismofa:مائوئیسم fi:Maolaisuusgl:Maoísmo hu:Maoizmus id:Maoismeja:毛沢東思想 nl:Maoïsme nn:Maoisme no:Maoismept:Maoísmo ro:Maoism simple:Maoism sk:Maoizmus sv:Maoism tr:Maoculuk zh:毛泽东思想