ФЭНДОМ

Шаблон:Правитель Карл V Габсбург (лат. Carolus V, Шаблон:Lang-nl, нем. Karl V., фр. Charles V, Charles-Quint; 24 февраля 1500, Гент21 сентября 1558, монастырь Юсте, Эстремадура, Испания) — император Священной Римской Империи из династии Габсбургов в 15191556. Крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей того времени.

ПроисхождениеПравить

Карл был сыном герцога Бургундского Филиппа и испанской инфанты Хуаны. Он родился во владениях отца, в городе Генте. Отец, унаследовавший кастильскую корону от тещи, проводил много времени в испанских владениях. Карл оставался жить в Нидерландах. Вскоре Филипп умер, а Хуана сошла с ума. Карл до 17 лет жил под покровительством тетки, Маргариты Австрийской, правительницы Нидерландов. До самой смерти он поддерживал с ней нежные отношения.

Наследственные землиПравить

Благодаря скрещению династических линий Карл получил в наследство огромные территории в Западной, Южной и Центральной Европе, доныне никогда не объединявшиеся:

Молодость и первые титулыПравить

Файл:Karl V. (HRR).jpg

Бургундский герцогПравить

В возрасте 15 (1515 г.) лет Карл по настоянию бургундских штатов принял на себя звание герцога Бургундского в Нидерландах.

Король ИспанииПравить

Фактически Испания впервые объединилась именно под рукой Карла. Поколением раньше она была разделена на территории, принадлежащие двум правителям Изабелле (Кастилия) и Фердинанду II (Арагон). Брак этих двух монархов Испанию не объединил, каждая часть сохранила самостоятельность, и каждый государь управлял ею независимо. Изабелла Кастильская умерла в 1504 г. После ее смерти Кастилия не отошла к мужу, а перешла к дочери - Хуане Безумной, матери Карла. Так как Хуана была недееспособной, за нее правил супруг Филипп, а после смерти Филиппа - отец, Фердинанд II в качестве регента.

Фердинанд скончался в 1516 г. Карл унаследовал от деда и его арагонские владения, и опеку над кастильскими территориями (Хуана Безумная была все еще жива. Она умрет в монастыре всего лишь на три года раньше Карла). Тем не менее, Карл не стал объявлять себя регентом Кастилии, а предпочел всю полноту власти. 14 марта 1516 он провозгласил себя королем Кастилии и Арагона.

Проблемы с испанцамиПравить

Попытка поставить страну перед свершившимся фактом вызвала бунт. Собрание кастильских кортесов в Вальядолиде напомнило ему, что у матери, заточенной в монастыре, больше прав, чем у сына. В конце концов, Карл достиг согласия в переговорах с кортесами.

ТитулованиеПравить

Де-факто Карл был первым правителем единой Испании в 15161556, хотя титул «король Испании» первым стал носить только его сын Филипп II. Сам Карл официально был королём Арагона (как Карл I, исп. Carlos I, 15161556), а в Кастилии был регентом своей матери Хуаны Безумной, объявленной недееспособной после смерти отца Карла эрцгерцога Филиппа. (15161555) и затем один год королём (15551556).

Избрание императораПравить

В 1519 г. умер второй дед Карла — император Максимилиан. Еще не кончились каталонские кортесы, как пришло известие об избрании Карла императором. Новость' эта произвела на испанцев очень дурное впечатление. Они были осведомлены о порядках, царящих в империи, и знали, что император для проведения своей воли в Германии не имел другого средства, кроме постоянного подкупа князей. Испанцы с раздражением ждали повышения налогов, и действительно, нуждаясь в больших суммах на коронационные торжества, на подарки вельможам и вообще на поддержание своего значения в империи, Карл уже в 1520 г. потребовал у кортесов новых субсидий. Сам он был очень доволен избранием и имел все основания гордиться своей судьбой. Ведь девятнадцати лет от роду он сделался обладателем полудюжины разнообразных корон: кроме богатых Нидерландов, двух испанских королевств, королевства неаполитанского и сицилийского, вест-индийских островов и новооткрытых американских земель, он унаследовал владения Габсбургов в Австрии и получил сан императора. Со времен Карла Великого еще ни один из европейских монархов не соединял под своей властью таких обширных владений. Карл справедливо мог говорить, что в его землях «никогда не заходит солнце».

Он, впрочем, очень скоро убедился, что править таким большим числом подданных, часто имевших к тому же совершенно различные устремления и интересы, очень нелегкое дело. В Нидерландах Карлу предстояло обуздывать гордых горожан, всегда готовых взяться за оружие ради защиты своих вольностей. На Пиренейском полуострове он должен был считаться с болезненной национальной гордостью испанцев и сглаживать постоянно возникавшие противоречия между каталонцами и арагонцами. Сицилию и Южную Италию надо было защищать от африканских пиратов, Австрию — от турок. В Германии предстояло найти верный тон с владетельными князьями, связавшими ему при избрании руки обещанием соблюдать их многочисленные привилегии. Карла ждали также большие трудности в связи с начавшейся реформацией. Он должен был, кроме того, зорко следить за французским королем Франциском 1 и постоянно расстраивать его интриги (испанские и французские интересы в это время сталкивались в Нидерландах, Наварре и Италии). Однако главной заботой Карла после избрания было короноваться в Ахене. Лишь после этого он мог формально вступить в императорские права. Из-за коронации он оставил без внимания восстание, начавшееся в Толедо, и в мае 1520 г. отплыл из Ла-Коручньи в сопровождении множества испанских и фламандских вельмож.

Италия и Северная АфрикаПравить

АмерикаПравить

Отречение и возвращение в ИспаниюПравить

СмертьПравить

ЛегендыПравить

ХарактерПравить

Брак и потомствоПравить

В 1526 г. Карл женился на Изабелле Португальской. Она приходилась ему двоюродной сестрой (их матери Хуана и Мария были сестрами). Это был один из первых инбридинговых браков в династии, в конце концов, приведший род Габсбургов к краху и вырождению.

Их дети:

В возрасте 36 лет Изабелла умерла. Карл больше не женился. Но имел много любовниц, две из которых родили ему детей:

от Иоанны Марии ван дер Гейнст:
от Барбары Бломберг:
Короли Испании
Хуана I Безумная и Филипп I  | Карлос I (император Карл V)  | Филипп II | Филипп III | Филипп IV | Карлос II | Филипп V | Луис I | Фердинанд VI | Карлос III | Карлос IV | Фердинанд VII | Жозеф I Бонапарт | Изабелла II | Амадей I Савойский | Альфонс XII | Альфонс XIII | Хуан Карлос I  Flag of Spain

Шаблон:Императоры Священной Римской империи

Шаблон:Hist-stub

Предшественник:
Фердинанд Католик
Король Арагона
(как Карл I)

15161556
Преемник:
Филипп II
Предшественник:
Хуана Безумная
Король Кастилии
(как Карл I, с 1516 регент)

15551556
Преемник:
Филипп II
Предшественник:
Максимилиан I
Король Германии
15191531
Преемник:
Фердинанд I
Предшественник:
Максимилиан I
Император Священной Римской Империи
15301556
Преемник:
Фердинанд I