ФЭНДОМ

Древняя история Править

Терр. Сербии заселена со времени палеолита (стоянка мустьерской культуры, близ Крагуеваца, обнаруженная в 1951). Культуры эпохи неолита в Сербии - Старчево и Винча. В эпоху бронзы терр. С. заселяют иллирийские, фракийские, а позже - кельтские племена. Завоевание римлянами Балкан (229 до н. э. - 106 н. э.) привело к романизации местных племен, составивших римскую провинцию Мёзию и Далмацию, способствовало распространению у них рабовладения. В 4-6 вв. на территорию Сербии вторгались вестготы, гунны, авары. В 6-7 вв. территория Сербии была заселена славянами.

Сербия в Средние века Править

В 8-14 вв. на терр. С. происходит формирование серб. народности. Складывание в 8-12 вв. феод. отношений протекало у сербов замедленно. Принятие сербами христианства (2-я пол. 9 в.) способствовало укреплению феодальных отношений. В 8-10 вв. возникают первые княжества: Рашка, Зета, Травуния, Хум, Босния. Во 2-й пол. 9 - 1-й половине 10 вв. значительная часть сербских земель находилась под властью Первого Болгарского царства. В сер. 10 в. было создано первое крупное объединение сербов - Сербское княжество во главе с князем Рашки Чаславом. В него вошли - Рашка, Дукля, Травуния и часть Боснии. В начале 11 в. Сербию подчинила Византия, центром борьбы против которой стала Зета - второе крупное объединение сербов, распавшееся в начале 12 в. Во 2-й пол. 12 в. центр борьбы с Византией переносится в Рашку, где в 1170-96 жупаном был Стефан Неманя. Сложившееся при нем к концу 12 в. единое феодальное государство включало Зету, Рашку, Хум, часть Адриатического приморья и на востоке земли до Средеца (Софии). В 1217 Сербия была провозглашена королевством. В 1219 было образовано архиепископство во главе с братом короля Стефана Первовенчанного (1196-1227) Саввой. После смерти Стефана Первовенчанного в Сербии начинается междоусобная борьба, продолжавшаяся с некоторыми перерывами до начала 14 в. При Стефане Уроше III Дечанском (1321-31) удалось укрепить положение центральной власти. В 1-й половине 14 в. усилилось сербско-болгарское соперничество на Балканском п-ове (Битва при Велбужде, 1330). При Стефане Душане (1331-55) было создано Сербо-греческое царство, в которое вошли территория современной Сербии (за исключением Белграда и Мачвы), значительная часть современной Герцеговины, Черногория, историческая область Македония, Албания, Эпир, Акарнания, Этолия и Фессалия. В 1346 Душан принял титул «царя сербов и греков»; сербский архиепископ был провозглашен патриархом. В 1170-1371, во время правления династии Неманичей (1159-1371), феодальный строй в Сербии достигает наивысшего расцвета. Наблюдается подъем сельского хозяйства, развитие ремесла (в особенности горного дела) и торговли. Феодальное землевладение в Сербии (главным образом крупные хозяйства светской феодальной знати и монастырей) было наследственным (баштина) и условным (прония). Землю обрабатывали феодально-зависимые крестьяне: меропхи, сокальники, отроки, влахи (главным образом пастухи). До 14 в. в Сербии сохранялась небольшая прослойка свободных крестьян-общинников. С конца 12 в. в Сербии распространилось богомильство, отражавшее протест против феодальной эксплуатации. В 1349 был издан Законник Стефана Душана, регламентировавший отношения между зависимыми крестьянами и феодалами и налагавший наказание на еретиков. В развитии производительных сил в Сербии 13-14 вв. произошел значительный сдвиг. В земледелии вводилось трехполье, улучшалась техника обработки земли. Промышленные изделия ввозились в Сербию из Западной Европы, Византии, с Востока, главным образом через Далмацию (Дубровник). В разработках горных руд (Брсково, Рудник, Ново-Брдо) участвовало множество иноземных рудокопов. Экономический подъем 13-14 вв. привел к политическому усилению Сербии. Однако отсутствие внутренних условий (прежде всего сильных городов) для создания централизованного государства привело уже при царе Уроше V (1355-71) к распаду Сербо-греческого царства. Отпали греческие области, Македония, Зета. Сербскому князю Лазарю (1371-89) удалось объединить Центральную и Северную Сербию. В 1386 при Плочнике он разгромил турок, но в 1389 в битве на Косовом поле сербы потерпели поражение. Во время правления деспота Стефана Лазаревича (1389-1427) и деспота Георгия Бранковича (1427-56) Сербия находилась в вассальной зависимости от Турции. В 1459 Сербия была включена в состав Османской империи. В стране было установлено турецкое господство, задержавшее экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа. В сербских землях получила распространение турецкая военно-ленная система, сербы оказались под тройным гнетом: социально-экономическим, национальным и религиозным. Они массами переселялись за Саву и Дунай. В 1526-27 произошло антитурецкое и антифеодальное восстание сербских крестьян в Бачке. Положительную роль в сплочении сербов сыграла организованная в 1557 при помощи великого визиря серба Мехмеда Соколи (Соколовича) Печская патриархия (упразднена в 1766). Активной формой борьбы против турок стало движение гайдуков. С конца 16 в. сербы неоднократно (в 1594, 1597-98, 1688-90) восставали против турок, при этом они надеялись на помощь Русского гос-ва и Габсбургов, к-рые начиная с 16 в. вели многочисленные войны с Османской империей за господство на Балканах. По Пожаревацкому мирному договору 1718, закончившему австро-турецкую войну 1716-18, к Габсбургской империи перешли Банат, Срем, Северная Сербия с Белградом. По Белградскому мирному договору 1739, завершившему австро-турецкую войну 1737-39, Габсбурги возвратили Турции Северную Сербию с Белградом. Со 2-й половины 18 в. в освободительной борьбе Сербии все большую роль стала играть Россия, с которой у Сербии еще в 16 в. начали укрепляться связи (по линии православной церкви и другие). Русско-турецкие войны конца 18 в. создали объективные предпосылки для успешной национально-освободительной борьбы сербского народа.

Новая история Сербии Править

Неудачи турецких войск в австро-турецкой и русско-турецкой войнах, вызвавшие ослабление Османской империи, заставили султана Селима III провести ряд реформ. В 1791 янычарам было запрещено проживать в Белградском пашалыке, населению к-рого, состоявшему из сербов, в 1793-96 была предоставлена внутренняя автономия. Но в 1801 янычары захватили власть в Белградском пашалыке. В феврале 1804 в Сербии вспыхнуло национально-освободительное антифеодальное восстание под предводительством Карагеоргия (1804-13), явившееся началом буржуазной революции. Главной движущей силой революции было крестьянство, руководителем — нарождавшаяся сельская торговая буржуазия. В Сербии был создан Правительствующий совет народный сербский, ведавший делами по управлению освобожденной от турок территории, освобождены Белградский пашалык и 6 нахий, изгнаны турецкие помещики и чиновники, ликвидировано турецкое помещичье землевладение, земля перешла в руки сельской буржуазии и крестьянства. По настоянию России, оказывавшей восставшим военно-политическая помощь, в Бухарестский мирный договор 1812 была внесена статья 8, обязывавшая Турцию предоставить Сербии автономию. В 1813 Турция, воспользовавшись войной России с Францией и ослаблением складывавшегося Сербского государства, напала на Сербию и, разгромив сербские войска, восстановила в Сербии власть султана. Направленное против турецкого гнета Второе сербское восстание 1815 под руководством Милоша Обреновича создало базу для последующей успешной нац.-освободит. борьбы С. Опираясь в этой борьбе на дипломатич. поддержку России, к-рая заключила с Турцией Аккерманскую конвенцию 1826 и Адрианопольский мирный договор (1829), заложившие основы независимости Сербии, сербский народ добился признания Турцией автономных прав Сербии. Национально-освободительная борьба сербского народа тесно переплеталась с выступлениями крестьян за ликвидацию кулука (барщины), снижение налогов, прекращение насилий со стороны государственных чиновников. Султанские хатт-и шерифы 1830 и 1833 в соответствии с Адрианопольским мирным договором 1829, по к-рому Турция соглашалась предоставить Сербии автономию и возвратить 6 нахий, освобожденных во время Первого сербского восстания, но не вошедших в состав Сербию, провозгласили Сербию самоуправляющимся княжеством под верховной властью Турции и признали права Сербии на 6 нахий. Сербы получили право иметь свое войско, суды и школы. Но в сербских крепостях оставались турецкие гарнизоны, в знак вассальной зависимости Сербия ежегодно должна была платить Турции дань в размере 2300 тыс. грошей. В Сербском княжестве началось вытеснение турецкого землевладения сербским. От турецких помещиков земля переходила в значительной степени к крупным сербским землевладельцам, а также к крестьянам. Вместе с тем в Сербском княжестве сохранились барщина, цеховая организация ремесла и другие феодальные пережитки. Под полным господством Турции оставалась южная часть сербских земель, а в составе Габсбургской империи - Банат, Бачка (у Габсбургов с 1526), Срем. Это наложило отпечаток на складывание капиталистических отношений в Сербии, длившееся столетие. При полном отсутствии промышленности основной базой развития капитализма в Сербии почти до конца 19 в. было сельское хозяйство, в котором преобладали мелкое и среднее крестьянское землевладение. Развитие товарно-денежных отношений привело к образованию в деревне значительной торгово-ростовщической прослойки (крупные земельные собственники — великаши превратились в ростовщиков). Феодальное пережитки и самодержавно-деспотический режим князя Милоша Обреновича (1815-39, 1858-60) мешали преодолению хозяйственной и политической отсталости Сербии. Развернувшаяся в Сербии в 1833-58 внутренняя борьба по созданию основ буржуазного государства сопровождалась консолидацией сельской торговой буржуазии, превращением ее в господствующий класс. Представители сельской торговой буржуазии, стремясь ограничить власть князя конституцией, в 1835 добились принятия скупщиной первой сербской конституции, но Милош Обренович вскоре ее отменил. В 1838 под нажимом уставов рачителей (так стали называться защитники конституции) султан издал конституцию для Сербии, которая отменяла барщину, устанавливала свободу торговли и др. В 1839 Милош Обренович отрекся от престола. В 1842 уставобранители свергли его сына Михаила, посадив на престол своего ставленника Александра Карагеоргиевича. В период пребывания у власти уставобранителей в Сербии создаются первые мануфактуры и капиталистические ремесленные мастерские, начинает формироваться промышленная буржуазия. Складывание в Сербии капиталистических отношений сопровождалось широким культурно-национальным и просветительским движением, наиболее видным представителем к-рого был Вук Караджич. В 1844 был принят гражданский законник, создан полицейско-бюрократический государственный аппарат в центре и на местах. В том же году И. Гарашанин составил великосербскую внешнеполитическую программу, предусматривавшую освобождение юго- славянских народов от господства Турции и объединение их под эгидой монархической Сербии. С 1846 Александр Карагеоргиевич начал проводить ярко выраженную проавстрийскую политику. Усиление экономического и политического влияния австрийских Габсбургов в Сербии вызвало недовольство в народе. В 1858 скупщина лишила Александра Карагеоргиевича престола и покончила с олигархическим режимом уставобранителей. К власти вновь пришла династия Обреновичей. Михаил Обренович (1860-68) провел реорганизацию государственного управления, подчинив его своей абсолютистской власти. Это привело к появлению оппозиции со стороны формировавшейся национальной буржуазии, представители которой в 1866 создали культурно-просветительскую организацию «Омладина», способствовавшую своей деятельностью пробуждению политического самосознания сербского народа.

В 1867 Сербии с помощью России добилась ликвидации всех турецких крепостей на своей территории. В 1868, после убийства князя Михаила, к власти пришло правое крыло либералов (впервые выступили на политическую арену Сербии в кон. 50-х гг. 19 в.) во главе с И. Ристичем, настоявшее на принятии скупщиной в 1869 умеренно-либеральной конституции. В идейной борьбе с консерваторами и либералами в сербском общественом движении сложился революционно-демократический лагерь во главе с Ж. Жуёвичем и С. Марковичем. Революционные демократы выступали за уничтожение монархии и установление демократической республики, организацию государственной и общественной жизни Сербии на началах широкого самоуправления. Организационная слабость формировавшегося класса пролетариата обусловила слабость демократического лагеря. Опираясь на помощь России в сербо-черногорско-турецких войнах 1876-78, в результате победы ее в русско-турецкой войне 1877-78, Сербия по решениям Берлинского конгресса 1878 получила полную независимость и значительно расширила свою терр. (см. карту Терр. рост С. 1815-1913). Однако вопреки национальным интересам, правящие круги Сербии во главе с князем Миланом (1868-1889), надеясь сохранить свое политическое господство в стране с помощью Австро-Венгрии, проводили австрофильскую политику. Австро-сербская конвенция 1881 ставила Сербию под фактический протекторат Австро-Венгрии. До 2/3 экспорта Сербии направлялось в Австро-Венгрию. Государственный долг Сербии к началу 20 в. достиг 422 млн. динаров. При поддержке Австро-Венгрии князь Милан в 1882 провозгласил себя королем, а Сербию — королевством. В экономическом отношении Сербия оставалась слаборазвитой сельско-хозяйственной страной. В условиях обострения социальных и политических противоречий в 1881 оформились основные буржуазные партии Сербии: Радикальная партия во главе с Н. Пашичем, Прогрессивная (т. н. напредняки) и Либеральная. В октябре 1883 в Восточной Сербии вспыхнуло крестьянское Тимокское восстание, подавленное королев. войсками. В ноябре 1885 король Милан развязал братоубийственную войну с Болгарией, пытаясь ликвидировать состоявшееся в сентябре 1885 воссоединение с ней Восточной Румелии. Поражение в войне и обострение внутреннего положения в Сербии заставили Милана заключить сделку с радикалами и в 1888 принять конституцию Сербии, которая устанавливала ответственность правительства перед скупщиной и декларировала основные буржуазные права и свободы. Милан отрекся от престола в пользу своего сына Александра (1889-1903). В 80-90-е гг. 19 в. в Сербии возникли первые рабочие организации: Общее рабочее общество (основано в нач. 80-х гг.), Объединение ремесленников (осн. в 1887), Ремесленно-рабочий союз (осн. в 1892). Среди их руководителей были видные сербские социалисты М. Ценич, А. Банкович, В. Пелагич. В 1893 реакционная клика во главе с королем Александром совершила государственный переворот. Конституция 1888 была заменена конституцией 1869. В Сербии был установлен авторитарный режим. В 1901 Александр октроировал новую, реакционную конституцию. 23 марта 1903 в Белграде состоялась массовая антиправительственная демонстрация под руководством одного из видных деятелей сербского рабочего движения Д. Туцовича. В ночь с 28 на 29 мая Александр Обренович был убит группой офицеров-заговорщиков. Скупщина избрала на сербский престол Петра I Карагеоргиевича (1903-21) и восстановила с незначительными изменениями конституцию 1888.

На рубеже 19-20 вв. в экономику Сербии, так и не вступившей в своем развитии в монополистическую стадию капитализма, усиленно проникает капитал Австро-Венгрии, Франции, стремившихся превратить Сербию в аграрно-сырьевой придаток. Только в 1905-09 Сербия получила 320 млн. франков внешних займов, поставивших страну в экономическую зависимость от стран Антанты (главным образом Франции). К началу 20 в. сформировалась сербская буржуазная нация, начался быстрый рост капитализма в Сербии. К 1914 в Сербии насчитывалось 532 промышленных предприятия (в 1900-45), на которыхрых было занято ок. 20 тыс. чел. Однако накануне 1-й мировой войны Сербия продолжала оставаться отсталой аграрной страной: 72% ее населения было занято сельским хозяйством.

Во внешней политике радикалы — главная буржуазная политическая партия Сербии — ориентировались на страны Антанты, что привело к столкновению с Австро-Венгрией. Боснийский кризис 1908-09 ускорил создание направленного против Турции и Австро-Венгрии Балканского союза 1912. В результате Балканских войн 1912-13, в 1-й из к-рых Сербия выступала с Болгарией, Грецией и Черногорией против Турции, во 2-й - в коалиции с Грецией, Румынией, Черногорией и Турцией против Болгарии, - ее территория увеличилась почти в 2 раза (см. карту Терр. рост С. 1815-1913). В условиях быстрого развития капитализма в Сербии новой общественной силой становится пролетариат. В 1903 по инициативе сербских социалистов Р. Драговича и Д. Туцовича были основаны Сербская социал-демократическая партия (ССДП) и единая профсоюзная организация Сербии - Главный рабочий союз. Под влиянием русской революции 1905-07 в Сербии усилилась стачечная борьба. В 1907-12 было проведено 275 забастовок. В 1910 скупщина приняла закон о труде, ограничивавший продолжительность рабочего дня.

Результаты Балканских войн вызвали обострение противоречий между Сербией и Австро-Венгрией. Стремясь подавить возраставшее освободительное движение славянских народов, Габсбурги использовали в качестве предлога для нападения на Сербию т. н. Сараевское убийство. Несмотря на героическое сопротивление сербской армии (победы над австро-венгерскими войсками в Церской (12-24 авг. 1914) и Колубарской (16 нояб. - 15 дек. 1914) битвах), территория Сербии в конце 1915 была оккупирована германскими и болгарскими войсками. В июле 1917 сербское правительство, находившееся в эмиграции, подписало с Югославянским комитетом Корфскую декларацию, предусматривавшую по окончании 1-й мировой войны объединение Сербии и югославянских земель Австро-Венгрии в единое независимое государство. В сентябре 1918 территория Сербии была освобождена войсками Антанты от австро-германских войск при активном участии сербской армии. Тогда же сербская армия освободила территорию Воеводины, Черногории, Боснии и Герцеговины. 1 декабря 1918 Сербия вместе с другими югославянскими землями объединилась в единое государство - Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия). Сербская буржуазия во главе с династией Карагеоргиевичей, заняв господствующее положение в государстве, стала проводить политику национального угнетения других славянских народов.

Новейшая история Сербии Править

В 1919-23 в Сербии, как и во всей стране, под влиянием Октябрьской революции в России проходили революционные выступления рабочих и крестьян, солдатские восстания. В апр. 1919 ССДП вместе с некоторыми другими социал-демократическими партиями страны объединилась в Социалистическую рабочую партию (коммунистов) Югославии (в 1920 переименована в Коммунистическую партию Югославии, КПЮ), возглавившую борьбу трудящихся масс. Буржуазно-помещичий блок сумел подавить революционное движение в Сербии и во всей стране. Принятием в 1920 антикоммунистического и антирабочего декрета Обзнана правительство М. Веснича запретило деятельность КПЮ. С принятием в июне 1921 Учредительным собранием Королевства сербов, хорватов и словенцев Видовданской конституции в стране было установлено господство великодержавной сербской буржуазии. В результате монархического переворота в январе 1929 в Сербии, как и во всей Югославии, была установлена военно-монархическая диктатура, политические партии распущены. В 1935 в Сербии происходили крестьянские выступления. В середине 30-х гг. руководители некоторых сербских оппозиционных партий (в частности, лидер Демократической партии (основанной в 1919) Л. Давидович) выступили с требованием восстановления парламентской демократии. В 1937 прошел ряд народных антифашистских демонстраций в Белграде. Особенно массовым было выступление белградских трудящихся 27 марта 1941 против присоединения Югославии к «Антикоминтерновскому пакту».

В области экономики к концу 30-х гг. Сербия достигла некоторых успехов: в 1938 сельско-хозяйственное производство Сербии давало 47,4% ее национального дохода; по размещению промышленного производства Сербия занимала третье место (после Хорватии и Словении); удельный вес Сербии в валовой промышленной продукции и в основных фондах промышленности Югославии в 1938 составлял 38,1%.

В апреле 1941 Сербия вместе с другими краями Югославии была захвачена немецко-нацистскими оккупантами. На территории Сербии гитлеровцы образовали марионеточное правительство во главе с генералом М. Недичем. Еще 7 июля 1941 по призыву КПЮ в Сербии началось освободительное восстание против гитлеровских оккупантов. В июле 1941 был создан Главный штаб народно-освободительного движения Сербии. Были образованы местные органы народной власти — народно-освободительные комитеты. В ноябре 1941 в г. Ужице был создан Главный народно-освободительный комитет Сербии — верховный орган народной власти в освобожденных районах Сербии, получивших название Ужицкой республики. В октябре 1944 территория Сербии была окончательно освобождена войсками Советской Армии и Народно-освободительной армии Югославии. В ноябре 1944 в Сербии был избран верховный законодательный Орган - Антифашистское вече народного освобождения Сербии (в августе 1945 преобразовано в Народную скупщину Сербии). После провозглашения ФНРЮ (29 нояб. 1945) Сербия как одна из 6 нар. республик вошла в ее состав. 31 января 1947 Народная скупщина Сербии приняла конституцию, закрепившую демократические завоевания сербского народа, достигнутые в период народно-освободительной войны народов Югославии 1941-45 и в первые послевоенные годы. По конституции СФРЮ (1963) Сербия - социалистическая республика в составе СФРЮ. В образовании национального дохода Сербии доля промышленности примерно соответствует доле сельского хозяйствава. Сербия дает 1/3 промышленной и 1/2 сельско-хозяйственной продукции СФРЮ. В 1964 из 2444 промышленных предприятий СФРЮ на долю Сербии приходилось 876.