ФЭНДОМ

Царский период (754/753—510/509 до н. э.) Править

В соответствии с античной традицией долгое время считалось, что город Рим развился из древнейшего поселения на холме Палатине, но, как показали археологические исследования, правильнее

П

Республика (510/509—30 или 27 до н. э.) Править

. В начале 4 в. Рим подвергся кратковременному, но опустошительному нашествию галлы/галлов (390ми, вопросами религии и культа, наблюдал за внутренней безопасностью. Все государственные должности (магистратуры) были коллегиальными, краткосрочными и неоплачиваемыми. Формально высшим органом власти считалось народное собрание, где проходили выборы должностных лиц и принимались или отвергались новые законопроекты.

Организация управления завоёванной Италией основывалась на знаменитом принципе: "разделяй и властвуй". Италийские города и общины имели различный статус (см. в статье Муниципии). На территории покорённых общин выводились колонии с римским или латинским правом (см. Колонии (античные)).

После покорения Италии римская экспансия вышла за пределы Апеннинского полуострова. Здесь римлянам пришлось столкнуться с одним из крупнейших государств Западного Средиземноморья — Карфагеном. Так называемые Пунические войны продолжались (с перерывами) более 100 лет. В результате 1-й Пунической войны (264—241) Рим приобрёл первые заморские владения — Сицилию, Корсику, Сардинию, которые были превращены в римские провинции. В период 2-й Пунической войны (218—201) знаменитый карфагенский полководец Ганнибал вторгся в Италию и, одержав над римлянами ряд побед (при Каннах в 216 и др.), опустошал её территории более 15 лет. Однако в крил предложение Г. Гракха о даровании прав италикам. Провал этого законопроекта в сенате и убийство Друза послужили поводом к так называемой Союзнической войне (90—88) — общеиталийскому восстанию против Рима. Одержав ряд военных побед над италиками, римляне тем не менее были вынуждены предоставить им прд армией сторонников Помпея в Африке (Тапс, 46) и Испании (Мунда, 45). В 45 он стал неограниченным властелином римской державы. Ему были декретированы сенатом чрезвычайные почести и полномочия — пожизненная диктатура, трибунская власть, титулы "император", "отец отечества" и т.п. Монархические устремления Цезаря вызвали беспокойство сторонников республики, и в результате заговора он был убит (15 марта 44). После смерти Цезаря начался новый этап гражданских войн. В защиту интересов сенатской республики выступили руководители заговора Брут и Кассий. Цезарианцев возглавлял сначала М. Антоний, а затем наследник Цезаря (его внучатый племянник) Октавиан. В 43 возник 2-й триумвират (союз трёх цезарианцев: Антония, Октавиана и Лепида). Их власть была санкционирована комициями. Триумвиры путём жестоких проскрипций расправились со своими политическими противниками, а затем выступили против Брута и Кассия, сосредоточивших свои силы в Македонии. В битве при Филиппах (42) республиканская армия потерпела поражение, её вожди Брут и Кассий покончили жизнь самоубийством. Однако на этом гражданская война не закончилась. Продолжались волнения в самой Италии (см. Перузинская война), начались военные действия против Секста Помпея, обосновавшегося в Сицилии, наконец, резко обострились отношения между Антонием и Октавианом. Война между ними закончилась победой Октавиана (при мысе Акций, 31), в следующем году был захвачен и превращен в римскую провинцию Египет; Антоний, находившийся там, покончил жизнь самоубийством. Октавиан стал единоличным правителем. Поэтому 30-й год часто считают начальной датой истории империи, иногда её передвигают на 27-й, поскольку именно в этом году сенат закрепил за Октавианом права верховной власти и преподнёс ему почётный титул "Август". Править

Империя Править

Принципат (30 или 27 до н. э. — 193 н. э.) Править

Установившийся со времени Августа государственный строй получил название принципата. Хотя в 27 до н. э. Август провозгласил восстановление республики, принципат фактически был монархией, так как при сохранении старых республиканских магистратур власть сосредоточивалась в руках одного человека — принцепса сената, пользовавшегося высшим авторитетом и имевшего верховную военную власть — империй (imperium). Отсюда "император" как часть титулатуры принцепса, включавшей также имена "Цезарь" и "Август". Императоры имели пожизненную трибунскую власть, звание верхнего жреца (понтифика), по желанию принимали звания консула, проконсула, цензора, по своему усмотрению вели внешнюю политику, издавали законы. Под их личным контролем находились провинции, в которых стояли легионы, казна (фиск), чеканка золотой и серебряной монеты, назначение военных командиров и управленческого аппарата, постепенно всё более усложнявшегося. Сенат, официально считавшийся верховным органом государства, имел скорее почётные, чем реальные права: управление (хотя и под контролем императора) не имевшими войска провинциями, чеканка медной монеты, утверждение некоторых законов и новых императоров, которые или назначались усыновлявшими их предшественниками или приходили к власти в результате победы в гражданских войнах между претендентами на престол. За время принципата сменились династии Юлиев — Клавдиев (27 до н. э. — 68 н. э., из родственников Августа), Флавиев (69—96) и Антонинов (96—192), в конце правления которых начался так называемый "кризис 3 века".

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Этот процесс сопровождался острыми конфликтами между императорами и сенатской знатью, не желавшей жертвовать своим привилегированным положением. Он отмечен оппозиционными выступлениями и заговорами сенаторов против императоров и ответными репрессиями последних. Своего апогея конфликт, осложнённый кризисом римского провинциального управления (восстания в Британии 61, Иудее 66—73, Галлии 68 и др.), достиг при Нероне. Начавшаяся после его смерти в 68 гражданская война претендовавших на престол Гальбы, Отона, Вителлия и Веспасиана окончилась в 69 провозглашением императором Веспасиана, что явилось победой италийских и отчасти провинциальных рабовладельцев, за счёт которых стал пополняться сенат и управленческий аппарат. Доступ в сенат провинциалам ещё более расширили Антонины (большинство которых были уроженцами провинций), в правление которых противоречия внутри правящего класса, обострившиеся при последнем Флавии — Домициане, временно сгладились. Восстания в провинциях, возглавлявшиеся в 1 в. выходцами из туземной знати, прекратились. Усилился процесс слияния господствующего класса Италии и провинций, чему способствовала широкая раздача римского гражданства, завершившаяся дарованием его почти всем свободнорождённым жителям империи (212, при императоре Каракалле).

Во 2 в. империя достигла своего наибольшего территориального расширения. В 1 в. были присоединены Каппадокия (17), Мавретания (между 40—45), Британия (43), Фракия (46); во 2 в. при Траяне в результате победоносных войн с даками и Парфянским царством — Дакия (106), Аравия (106), Армения (114), Месопотамия (115) и Ассирия (115) [последние три в результате восстаний местного населения преемнику Траяна — Адриану (117—138) пришлось оставить]. В связи с основанием многочисленных новых колоний и муниципиев развивалась экономика провинций за счёт распространения рабовладельческих отношений, главным образом в виллах, наиболее тесно связанных с рынком и представлявших оптимальные условия для использования рабского труда: простая кооперация, возможность повысить квалификацию рабов, применять лучшие орудия производства, рационально организовать хозяйство, согласно требованиям агротехники. Эти преимущества делали виллу более рентабельной, чем мелкое крестьянское хозяйство и рабовладельческие латифундии, где трудности организовать и поставить под эффективный надзор большие массы рабов вели к увеличению затрат на содержание поместной администрации. Владельцами вилл были граждане городов, наделявшиеся имениями за счёт дробления земель туземной знати и экспроприации крестьянских общин. Этот процесс, так же как улучшение морских и сухопутных путей сообщения, прекращение крупных войн, контроль за действиями наместников и их штата, способствовал развитию специализированного сельского хозяйства, ремесла и торговли, распространению римского образа жизни и культуры. Однако наряду с более романизованными и урбанизованными областями были и менее романизованные, где преобладали сельские общины и крупные имения местной знати, обрабатываемые более или менее зависимыми земледельцами. Особенно сложными были условия в восточных провинциях, где доримские и даже доэллинистические отношения переплетались с развитыми рабовладельческими. Отдельные области империи переживали экономический подъём и упадок не одновременно. С конца 1 в. начался кризис италийской экономики: сокращение специализированного сельского хозяйства и ремесленного производства, вытеснение италийской продукции провинциальной. Во 2 в. наивысшего расцвета достигли провинции в Испании, Галлии, Азии, Сирии, в начале 3 в. — Африка и придунайские провинции. В 1—2 вв. большее развитие получила внешняя торговля (морская и караванная) с народами Аравии, Индии, Кавказа, Средней Азии, спорадически — Китая, Африки (до Судана), северно-восточными племенами, вплоть до Прибалтики. Крупнейшими торговыми центрами были гг. Остия, Аквилея, Арелат, Александрия, Антиохия, Пальмира и др. Большую роль в экономике играло хозяйство императоров, владевших огромными землями, мастерскими, рудниками, каменоломнями. Социальная структура была сложной: классовое деление переплеталось с сословным и дополнялось делением на римских граждан и перегринов (провинциалов, не имевших ни римского, ни латинского гражданства). Высшими сословиями были сенаторы и всадники. К первым принадлежали владельцы крупных (не менее чем в 1 млн. сестерций), изъятых из городских территорий имений, происходившие из старой знати, или выдвинутые императорами италики и провинциалы. В 3 в. уже 60% сенаторов были родом из провинций. В 1—2 вв. из сенаторов назначались высшие римские магистраты, военачальники, наместники большинства провинций. В число всадников входили имевшие не менее 400 тыс. сестерций лица из городских землевладельцев, выслужившихся чиновников и военных командиров. Из них назначались судьи, чины финансового ведомства, префекты претория и др. Широкую социальную базу империи составляла верхушка городских землевладельцев, отправлявших городской магистратуры и входивших в городские советы — декурионы. Эти три сословия с конца 2 в. считались привилегированными, "благородными" в противоположность городскому и сельскому плебсу — "простонародию". Городской плебс состоял из торговцев, ремесленников, наёмных работников. С установлением империи он утратил своё политическое значение: государственные магистраты избирались сенаторами и всадниками; коллегии плебеев, их собрания, религиозная жизнь были поставлены под строгий контроль. Утрата политического значения компенсировалась щедрыми раздачами: в г. Риме 100—150 тыс. бедняков получали даровой хлеб, а также мясо и масло от государства, в других городах — от декурионов. По случаю праздников раздавались дополнительные дары, устраивались дорогие зрелища. Траян учредил для бедноты алиментарный фонд (см. Алиментация). К сельскому плебсу принадлежали мелкие землевладельцы и арендаторы частных городских и государственных земель — колоны. На них падало основное бремя налогов и повинностей. К несвободнорожденным принадлежали вольноотпущенники (либертины) и рабы. Некоторые либертины, особенно императорские, достигали высокого положения и богатства. Средние их слои занимались ремеслом и торговлей, беднейшие — работали по найму. Часть рабов, имевших пекулий, т. е. обладавших имуществом, фактически стала владельцами средств производства и рабов. Но большинство лишённых средств производства рабов оставалось основным эксплуатируемым классом в сельском хозяйстве и ремесле. Классовая борьба, принимавшая формы пассивного сопротивления, бегства, убийства господ, разбоя, не прекращалась. Среди рабов, свободной бедноты, неполноправных, особенно провинциалов, стало распространяться христианство. Со времён Августа стали издаваться правительственные указы, регулировавшие отношения между рабами и рабовладельцами. В 10 н. э. был издан так называемый Силанианский сенатус-консульт, каравший смертью всех рабов убитого господина, находившихся близ него в момент убийства. Усиливались меры по розыску беглых. Вместе с тем, боясь озлобить рабов и отпущенников, императоры, особенно во 2 в., ограничивали произвол господ и патронов рядом законов. Господам было запрещено убивать рабов, вечно держать в оковах, отдавать в гладиаторы и т.д. Рабов излишне жестоких господ принудительно продавали. Укреплялись права рабов на пекулий. Патронам было запрещено переобременять вольноотпущенников повинностями. Опорой правительства была расположенная в основном на границах армия, численно беспрерывно возраставшая и насчитывавшая к 3 в. около полумиллиона чел. (30 легионов, набиравшихся из свободнорождённых римских граждан, и большое число перегринских вспомогательных пеших и конных частей). Легионеры за 20 лет службы получали земельные наделы, перегрины за 25 лет — землю и римское гражданство. Ветераны освобождались от налогов и причислялись к сословию декурионов, становясь в городах и сёлах проводниками римской политики. Стоявшие в Риме преторианцы, а с середины 1 в. легионеры играли большую роль при выдвижении новых императоров, обычно из популярных военачальников.

Внешняя политика определялась отношениями с Парфянским царством, войны с которым в 54—66, 114—117, 163—165 давали перевес то одной, то другой стороне, и с племенами по северной и северно-восточной границам (по Рейну и Дунаю). С постепенным усилением племенных союзов римляне были вынуждены при Адриане (117—138) перейти от агрессии к обороне, создав целый ряд пограничных укреплений (так называемый лимес романус). При Аврелии дунайские племена начали наступление на империю (Маркоманская война 166—180), приостановленное крайним напряжением сил и ценой больших уступок.

"Кризис 3 века" (193—284) Править

Процветание, достигнутое при Антонинах, оказалось недолговечным. В правление Коммода (180—192) и Северов (193—235) начались волнения крестьян, солдатские мятежи, захват провинций наместниками, вторжения соседних племён, упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли, инфляция. Обострились отношения императоров с сенатом. В середине 3 в. при Галлиене от Рима отпали Галлия, Испания и Британия (258), образовавшие так называемую Галльскую империю (258—273), и Пальмира (268). Эти территории были вновь подчинены Рима в 272/273. В 260 римляне понесли тяжёлое поражение в войне с Персией. Племена германцев, сарматов, арабов опустошали пограничные провинции. Причиной упадка в 3 в. был кризис рабовладельческого способа производства. Развитие товарно-денежных отношений, рост денежных налогов и повинностей переобременяли хозяйства владельцев вилл. Поднять соответственно производительность труда рабов не удавалось.

Рациональное хозяйство требовало знающих, инициативных работников. Но рабы не хотели трудиться в полную силу, господа же опасались знающих, способных рабов. Рентабельность вилл падала, городские землевладельцы и города беднели. Земли переходили в руки крупных собственников, в имениях которых трудились всё более закабаляемые колоны, обязанные натуральной и отработочной рентой. Основой хозяйственной жизни становились сельские общины и латифундии с преобладанием натурального хозяйства. Ослабевали связи между отдельными областями империи. Провинциальная земельная знать стремилась к независимости, сословие декурионов и армия — к сохранению старых основ империи на базе усиления власти императора. Отсюда мятежи, гражданские войны, частая смена императоров. Септимий Север, ставший императором в результате гражданской войны в 193 после убийства Коммода, укрепил военный и бюрократический аппарат, прибегал к репрессиям по отношению к знати, конфисковывая её земли и наделяя ими солдат и ветеранов; отстранив сенаторов от высших командных должностей, он открыл солдатам широкие возможности к продвижению по службе.

На антисенатскую политику Септимия Севера и ряда его преемников знать отвечала мятежами в провинциях, убийством неугодных ей императоров и выдвижением своих ставленников. Только во 2-й половине 3 в. императорам (так называемым иллирийским — в основном выходцам из придунайских иллирийских областей) удалось благодаря военным реформам приостановить наступление соседних народов и вернуть под власть Рима отпавшие провинции, кроме освободившейся между 271—275 Дакии.

Доминат (284—476) Править

Примирение разных групп правящего класса было достигнуто при Диоклетиане (284—305) и Константине I (306—337). Напуганная массовыми народными восстаниями (багаудов, агонистиков и др.) знать временно признала необходимость сильной центральной власти, с помощью которой народные восстания были жестоко разгромлены; бежавшие рабы и колоны возвращены владельцам; колоны из местных жителей и посаженных на землю пленных прикреплены к земле (эдикты 316—332 Константина I). Эти меры, так же как реформы по укреплению монеты, способствовали усилению позиции магнатов и временному восстановлению экономики.

В правление Диоклетиана и Константина I императорская власть была окончательно признана абсолютной и божественной, император — государем и господином (dominus, отсюда "доминат"). Идея святости его власти получила мощную санкцию церкви после признания христианства государственной религией. Сенат утратил всякую роль. Сенаторы превратились в сословие крупных землевладельцев, обычно живших в своих имениях. Правление государством сосредоточилось в императорском совете — консистории и сложнейшем, дорого стоившем военно-бюрократическом аппарате, администрация которых была разделена на ранги с соответственными титулами и жалованием деньгами и натурой. Учитывая центробежные тенденции, сказавшиеся в кризисе 3 в., Диоклетиан в 293 разделил империю на 4 части (тетрархии), подчинённые 4 правителям (двум августам и двум цезарям). Константин I после длительной гражданской войны объединил в 324 империю под своей властью, но сохранил деление её на 4 части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. После Константина I обычно правили два императора: один — в западной, другой — в восточной половине империи. Окончательно империя разделилась на 2 части при сыновьях Феодосия I (395).

При доминате, в целях предотвращения узурпаций, гражданская власть наместников была отделена от военной. Легионы, как мобильные части, были отъединены от пограничной милиции, набиравшейся из военных колонистов и союзников (федератов) соседних племён. Учитывая тенденцию к натурализации хозяйства, Диоклетиан сделал основой налогообложения натуральные поземельные налоги и повинности. За своевременную уплату налогов колонами несли ответственность землевладельцы, податей с городских земель — члены городских советов (курий) — куриалы, наследственно прикрепленные к городам. Торгово-ремесленное население, также наследственно прикрепленное к профессиональным коллегиям, было обязано денежными налогами и поставками на двор и армию. Всё это ускоряло разорение городов и городских слоев, несмотря на попытки ряда императоров, особенно Юлиана Отступника (361—363), приостановить этот процесс. На востоке империи, вследствие меньшего развития рабства, кризис был менее острым, чем на западе. Поэтому Константин I в 330 перенёс столицу на восток в стратегически важный г. Византий (Константинополь). Императоры западной части империи, покинув связанный со старыми традициями г. Рим, жили в Равенне или Медиолане. Достигнутая в начале 4 в. стабилизация оказалась недолговечной. Земельные магнаты, упрочив свои позиции и создав поместный аппарат принуждения (вплоть до вооруженных отрядов), расширяли свои земли и принимали под покровительство (патроциний) крестьян, искавших защиты от произвола властей. Снова усилились их конфликты с правительством, принимавшие форму восстаний провинциальных узурпаторов, некоторые из которых вступали в союз с королями варваров. Закабаляемые и разоряемые колоны и крестьяне восставали (в Нумидии, Галлии, Фракии, Малой Азии и др.), поддерживали варваров в войнах против Рима, возобновившихся в 4 в. Нередки были мятежи городского плебса. Общее недовольство сказалось на боеспособности армии.

При преемниках Константина I тяжёлые поражения римлянам были нанесены персами, германцами, сарматами. Постепенно солдаты, вербовавшиеся из колонов, крестьян, сыновей ветеранов, стали всё более заменяться наёмниками из германских и сарматских племён, расселявшимися на землях империи. Их командиры с середины 4 в. становятся первыми лицами в государстве, враждуя с придворными из числа римлян. Рядовые солдаты-варвары были ненадёжными воинами. Поселённые на Дунае вестготы, подняв восстание, в союзе с колонами и другими слоями зависимого крестьянства, рабочими рудников нанесли в Адрианопольском сражении 378 сокрушительное поражение армии императора Валента. Восстания местного населения в сочетании с вторжениями варваров всё усиливались. 24 августа 410 король вестготов Аларих I взял и разграбил Рим, ворота которого открыли рабы. Хотя потом готы ушли, натиск варваров не прекращался, и под их власть постепенно перешли Британия, Испания, Африка, одна за другой части Галлии (см. Великое переселение народов). Императоры стали марионетками в руках ставивших и свергавших их вождей германских дружин. В 476 вождь племени скиров Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Этот год принято считать конечной датой существования Западной Римской империи. Восточная, под названием Византия, просуществовала ещё около 1000 лет.