ФЭНДОМ

Иракская война
300px
Сверху вниз по часовой стрелке: американские танки в Багдаде, 2003; эвакуация раненого, Фаллуджа, 2004; взрыв заминированной машины в Багдаде, 2005; иракские солдаты, 2005
Дата 20 марта 2003
Место Ирак
Причина по официальной версии: Не подтвердившиеся обвинения президента Ирака Саддама Хусейна в создании оружия массового поражения и связях с Аль-Каидой.
по мнению ряда экспертов: Желание установить контроль за нефтедобычей в регионе.
Итог Свержение и последующие за ним арест и казнь Саддама Хусейна; отстранение от власти партии арабского социалистического возрождения; оккупация Ирака коалиционными силами; иракское сопротивление; взрыв насилия в стране.
Противники
Flag of the United States США
Flag of the United Kingdom Великобритания
Международная коалиция
30px Пешмерга
Flag of IraqНовая иракская армия
Flag of Iraq, 1991-2004 Партия арабского социалистического возрождения
Армия Махди
Flag of al-Qaeda Аль-Кайда в Ираке
Командующие
Flag of the United States Джордж Буш
Flag of the United States Барак Обама
Flag of the United States Томми Фрэнкс
Flag of the United States Рикардо Санчес
Flag of the United States Джордж Кейси
Flag of the United States Дэвид Петрэус
Flag of the United States Рэймонд Одиерно
30pxМасуд Барзани
Flag of Iraq Нури аль-Малики
Flag of Iraq, 1991-2004 Саддам Хусейн
Flag of Iraq, 1991-2004 Иззат ад-Дури
Муктада ас-Садр
Flag of al-Qaeda Абу Мусаб аз-Заркауи
Flag of al-Qaeda Абу Айюб аль-Масри
Военные потери
см. Человеческие жертвы в Иракской войне см. Человеческие жертвы в Иракской войне

Шаблон:Иракская войнаШаблон:Сражения и операции Иракской войны Иракская война20 марта 2003 по настоящее время) — военный конфликт, начавшийся с вторжения сил США и их союзников в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна.

Формальным поводом к войне послужила информация ЦРУ о наличии в Ираке запасов оружия массового поражения, впоследствии не нашедшая подтверждения[1]. Кроме того, российская разведка установила, что в период между 11 сентября 2001 года и началом Иракской войны государственные органы Ирака готовили теракты, направленные против США[2]; эта информация передавалась американским коллегам. Следует отметить, что в прошлом и США готовили убийство Хусейна и переворот в Ираке.

Однако значительная часть аналитиков считают, что целью военной операции было установление контроля США над нефтяными месторождениями Ирака[2][3][4].

Предыстория Править

Основная статья: Причины Иракской войны

Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН, после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве.

Другим долговременным последствием войны 1991 года и резолюции 687 было введение воздушных зон, в которых запрещались полёты боевой авиации Ирака. Эти зоны были созданы на севере и юге страны для защиты соответственно курдов и шиитов, подвергавшихся репрессиям со стороны правительства Саддама Хусейна. Патрулирование зон осуществлялось американской и британской авиацией.

На протяжении 1990-х годов процесс ликвидации оружия массового поражения периодически сталкивался с трудностями, связанными с нежеланием иракских властей сотрудничать со Специальной комиссией. Существовали и другие проблемы. В январе 1993 года ВВС США, Великобритании и Франции нанесли два ракетно-бомбовых удара по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов на юге страны, представлявших угрозу для союзной авиации, патрулировавшей неполётную зону. В декабре 1998 года после отказа Ирака от сотрудничества с международными инспекторами США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лиса пустыни». После её завершения иракская система ПВО начала регулярно обстреливать американо-британские самолёты, патрулировавшие неполётные зоны, что приводило к ответным ударам, нередко сопровождавшимся жертвами среди местного населения. Вооружённые инциденты в иракском небе периодически происходили с декабря 1998 по март 2003 года, их число заметно выросло с середины 2002 года.

Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года[2]. Однако в первые месяцы после терактов внимание администрации Джорджа Буша-мл. было сосредоточено на боевых действиях против движения Талибан в Афганистане. К началу 2002 года талибы потерпели военное поражение и были отстранены от власти. С середины года США начали требовать возвращения в Ирак международных инспекторов. Известно, что премьер-министр Великобритании Тони Блэр ещё в апреле 2002 года согласился на участие своей страны в будущей войне[5]. В течение лета-осени ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса. Под давлением со стороны США и после принятия СБ ООН резолюции 1441 в ноябре 2002 года Саддам Хусейн наконец дал согласие на возвращение международных инспекторов в страну. Комиссия UNMOVIC прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала Иракской войны, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства.

Американские обвинения в адрес Ирака Править

Файл:Powell-anthrax-vial.jpg

В 20022003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями, прежде всего с Аль-Каидой. Данные американской разведки говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Так, 18 сентября 2002 года директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил Джорджу Бушу, что, по информации из ближайшего окружения Хусейна, Ирак не располагал оружием массового поражения. Эта информация не была сообщена Конгрессу США[6] и не обнародовалась. В начале 2002 года ЦРУ отправило бывшего американского посла в Нигере Джозефа Уилсона расследовать информацию о предполагаемой закупке Ираком в этой стране урана. Проведя расследование, Уилсон сообщил, что не нашёл никаких фактов, подтверждающих такую сделку. Несмотря на это, в своих выступлениях Джордж Буш неоднократно говорил о покупке Ираком урана в Нигерии (в частности, в ежегодном обращении к Конгрессу в январе 2003 года[7]).

5 февраля 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения[8]. В 2004 году Пауэлл признался, что обнародованные им данные были во многом неточными, а иногда и сфальсифицированными[9]. Шаблон:Начало цитаты Когда я делал доклад в феврале 2003 года, то опирался на самую лучшую информацию, которую мне предоставило ЦРУ. …К сожалению, со временем выяснилось, что источники были неточными и неверными, а в ряде случаев преднамеренно вводили в заблуждение. Я этим глубоко разочарован и сожалею об этом. Шаблон:Конец цитаты

Как отмечается в «меморандуме Даунинг-Стрит», посвящённом совещанию лейбористского правительства Великобритании в июле 2002 года и опубликованном в 2005 году, «Буш хотел убрать Саддама военным путём, оправдывая это сочетанием терроризма и оружия массового поражения»[10]. В октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. Одновременно шла переброска американских подразделений и частей в регион Персидского залива. В СМИ появлись предположения о том, что военная операция начнётся в январе[11] или феврале[12] 2003 года. Одновременно продолжались поиски запрещённого оружия инспекторами UNMOVIC. Глава миссии Ханс Бликс жаловался, что Ирак создаёт различные препятствия в проведении поисков. Ожидаемая военная операция подвергалась критике со стороны политических и общественных деятелей ряда стран; её наиболее принципиальными противниками были президент Франции Жак Ширак, канцлер Германии Герхард Шрёдер и президент России Владимир Путин. В различных странах прошли массовые антивоенные демонстрации.

Американский центр гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики провели исследование в ходе которого было подсчитано, что с сентября 2001-го по сентябрь 2003-го руководство США сделало 935 лживых заявлений по Ираку. 'Лидером' стал президент Буш — 260 лживых высказываний. 232 из них о наличии у Саддама оружия массового поражения, 28 — о связях Ирака с «Аль-Каидой». Бывший госсекретарь Колин Пауэлл соврал 254 раза.[13]

Вторжение (2003) Править

Основная статья: Вторжение в Ирак 2003

Война после вторжения (2003—2008) Править