ФЭНДОМ

Зейдлиц (операция)
Дата {{{дата}}}
Место {{{место}}}
Итог {{{итог}}}

Операция «Зейдлиц» (июль 1942 года) — наступательная операция группы армий "Центр" Вермахта по ликвидации вклинений, образовавшихся в результате наступления Красной Армии зимой 1941-1942 годов. Главной целью операции был разгром 39-й армии генерал-лейтенанта И.И.Масленникова и 11-го кавалерийского корпуса полковника С.В.Соколова, занимавших участок фронта в районе Холм-Жирковского.

Кавалерийская атака «Зейдлица» Последней операцией по ликвидации вклинений, образовавшихся в результате зимнего наступления Красной Армии, стала операция «Зейдлиц». Операция была проведена в июле 1942 г. Целью операции были войска 39-й армии генерал-лейтенанта И.И.Масленникова и 11-го кавалерийского корпуса полковника С.В.Соколова, занимавшие обширное пространство в районе Холм-Жирковского. Войска И.И.Масленникова и С.В.Соколова находились в опасной близости сразу к нескольким важным коммуникациям: шоссе и железной дороге СмоленскВязьма и железной дороге Ржев — Сычёвка. К началу лета 1942 г. советские войска занимали изобиловавший лесами, болотами, реками и речушками район на стыке Калининской и Смоленской областей площадью почти 5 тыс. квадратных километров. На 2 июня в состав 39-й армии входили 21-я гвардейская стрелковая, 252, 256, 357, 373-я и 381-я стрелковые дивизии. В состав 11-го кавалерийского корпуса входили 18, 24, 36 и 82-я кавалерийские дивизии. Кавалерийский корпус занимал оборону на широком фронте на южном фасе холм-жирковского выступа. Удержание периметра вклинения 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса требовало выделения значительных сил 9-й армии. Немецкое командование оценивало численность находившихся в тылах группы армий "Центр" советских войск в 60 тыс. человек. Такая крупная группировка, занимавшая плацдарм в непосредственной близости от основных коммуникаций группы армий, не могла не вызывать беспокойство немецкого командования. С весны 1942 г. велась разработка крупномасштабной операции по очистке холм-жирковского выступа. Операция получила кодовое наименование «Зейдлиц».