ФЭНДОМ

Шаблон:Язык Древнегре́ческий язы́к — (аттическое Шаблон:Lang) язык индоевропейской семьи, предок греческого языка, распространённый на территории греческой ойкумены в эпоху с конца 2 тысячелетия до н. э. до V века нашей эры.

Выделяют различные периоды развития языка: протогреческий (XX-XVII века до н. э.), микенский (XVI-XII века до н. э.), постмикенский (XI-IX века до н. э.), архаический (VIII-VI века до н. э.), классический (V-IV века до н. э.), эллинистический (III век до н. э. — IV век н. э.); на каждом этапе развития языка существовали значительно различающиеся диалекты.

Древнегреческий язык — язык поэм «Илиада» и «Одиссея» Гомера, философии и литературы времени золотого века Афин, Нового Завета. На нём говорили в полисах классической эпохи, империи Александра Македонского и царствах диадохов, древнегреческий язык был вторым официальным языком Римской империи и основным на ранних этапах существования Восточной Римской империи (постепенно перерождаясь в средневековый (византийский) греческий). В Средние века стал образцом литературного языка Византии, получил статус классического в Западной Европе в эпоху Возрождения и повлиял на развитие нового греческого языка — кафаревусу (в отличие от противопоставляемой последней димотики).

История Править

Протогреческий период Править

Основная статья: Протогреческий язык

Шаблон:See also Существует несколько теорий о происхождении греческого языка. Согласно одной из них язык выделился в процессе миграции носителей протогреческого языка на территорию Греции, переселение же могло произойти в период от XXV до XVII века до н. э. По другой версии в Грецию пришли племена, говорившие на позднем праиндоевропейском языке, и уже здесь позже произошли фонетические изменения, в результате которых протогреческий язык выделился из индоевропейского единства. Протогреческий язык вошёл в изоглоссу кентум, так как палатовелярный ряд звуков совпал с велярным, однако он не избежал влияние группы сатем, о чём говорит переход лабеовелярных в дентальные звуки перед гласными переднего ряда (протогреч. *kʷe > Шаблон:Lang постпозитивное «и»), но это произошло уже после того, как греческий стал языком кентум, в постмикенский период.

Следующие процессы выделили греческий язык из индоевропейского единства:

  • начальное и интервокальное (между гласных) s перешло в h, которое в дальнейшем в начале слова стало тяжелым придыханием, а между гласных исчезло
  • оглушение звонких придыхательных — становление ряда глухих придыхательных Шаблон:Lang, Шаблон:Lang и Шаблон:Lang.
  • ударение стало определяться законом трисиллабии: ударными могли быть только три последних слога слова.

Ввиду отсутствия письменных памятников восстанавливается компаративистикой.

Микенский период Править

Основная статья: Микенский язык

Переход от протогреческого к микенскому периоду характеризовали следующие особенности:

  • конечное m переходит в n (окончания среднего рода им.п. ед. ч.: греческое Шаблон:Lang и латинское -um)
  • слоговые сонанты m, n, r, l получают в разных диалектах огласовку ă или o (*Шаблон:Lang > Шаблон:Lang — дат. мн. ч. «отец»)
  • переход ларингалов h₁, h₂, h₃ между гласными и вначале слова перед согласными соответственно в /e/, /a/, /o/.

Последовательность CRHC (C = согласный, R = сонорный, H = ларингал) превращается в CRēC, CRāC, CRōC, где соответственно H = h₁, h₂, h₃.

Последовательность CRHV (C = согласный, R = сонорный, H = ларингал, V = гласный) становится CăRV.

Самыми ранними известными письменными памятниками греческого языка являются записи на архаическом микенском диалекте («языке»), выполненные силлабическим линейным письмом Б, которое расшифровали в 19501953 гг. Майкл Вентрис и Джон Чедвик (последнему удалось восстановить фонетику микенского греческого языка).

С упадком микенской цивилизации на протяжении пяти сотен лет письменная речь не использовалась.

Примерно с VIII века до н. э. греческий язык стал фиксироваться греческим алфавитом, произошедшим от финикийского письма. Возможное упоминание о линейном письме Б можно найти у Гомера (Ил., VI 168-9). Шаблон:Cquote

Постмикенский период Править

В постмикенскую эпоху (XI век до н. э. — IX век до н. э.), в переходе к архаическому периоду, в греческом языке произошли следующие фонетические изменения:

  a, o e, i u
*kʷ p t k
*gʷ b d g
*gʷʰ

Например, *kʷukʷlos > Шаблон:Lang, круг.

  • переход полугласного і в h, затем в начале слова — в густое придыхание (*iekʷrt > Шаблон:Lang, печень), а в интервокальной позиции либо выпадает, либо претерпевает иные изменения (*treies > trehes > Шаблон:Lang, три; *pedios > Шаблон:Lang, пеший).
  • переход полугласного u в гласный u и в согласный ϝ.

Развитие в архаическую и классическую эпохи Править

Как в архаический, так и в классический период развития древнегреческий язык имел три основные группы диалектов, относящиеся к трём греческим племенам — ионийскому, дорийскому и эолийскому. Ионийский диалект оставался основным литературным языком до возвышения Афин в конце V века, когда этот статус перешёл к аттическому диалекту.

Койне и переход к средневековому греческому языку Править

Основная статья: Койне

С завоеваниями Александра Македонского огромные, ранее разрозненные территории ойкумены вошли в состав одного государства, что послужило толчком к развитию койне (Шаблон:Lang [[[:Шаблон:Lang]]] — всеобщий [язык]), варианта языка, понятного всем грекам. Также койне вынуждены были использовать покорённые народы для общения с властями, койне стал международным языком. Тем не менее, в этот период наметился разрыв между развивающейся разговорной и письменной речью, стремящейся сохранить нормы классического аттического диалекта. В этот период был переведён Ветхий Завет Библии — Септуагинта. Много веков подряд койне оставалось лингва франка в Восточных провинциях Римской империи. В начале новой эры Новый Завет и христианская литература были созданы именно на греческом языке.

Диалекты древнегреческого языка Править

Файл:AncientGreekDialects (Woodard) rus.svg

Происхождение, ранние формы и начальное развитие языка не достаточно ясно. Существуют различные взгляды на то, какие группы диалектов выделились в промежутке времени c XX века до н. э. — выделения протогреческого языка из общеиндоевропейского до XIII века до н. э. Единственный документально зафиксированный язык той эпохи — микенский, который после расшифровки крито-микенского линейного письма Б в 1953 г. относят к древнегреческому языку.

Основные группы диалектов древнегреческого языка сформировались, предположительно, не позднее начала XI века до н. э., то есть ко времени мифического дорийского завоевания, и начинают отражаться в документах с VIII века до н. э.

Древние греки считали, что их народ делится на три племени: дорийцев, эолийцев и ионийцев (включая афинян); каждая из народностей говорила на своём, отличном от других, наречии. Если опустить факт отсутствия в этой классификации малоизвестных аркадского и кипрского диалектов (развившихся из микенского языка, на котором в древности говорило племя ахейцев), потерявших былую значимость после дорического завоевания Пелопоннеса, практически неизвестных в культурных центрах Античной Греции в классический период, в целом это деление верно и совпадает с результатами современных археологических и лингвистических исследований.

Стандартная классификация диалектов:

  • Западные диалекты
    • Северо-западный
    • Дорический
  • Эолийские диалекты
    • Эгейский/Азиатский эолийский
    • Фессалийский
    • Беотийский
  • Ионийские диалекты
    • диалект Ионии (азиатский ионийский)
    • диалект Эвбеи и колоний в Италии
    • диалект островов Киклады
    • Аттический
  • Аркадо-кипрские диалекты
    • Аркадский
    • Кипрский

Существуют различные варианты группировки диалектов по оппозиции и близости друг к другу.

Аркадо-кипрская группа напрямую происходит от микенского языка бронзового века.

Беотийский диалект подвергался сильному влиянию западной группы и в некотором отношении может рассматриваться как переходный между эолийскими и западными. Фессалийский диалект также не избежал влияния западной группы, хотя и в меньшей степени.

Существовала особая разновидность греческого языка в Памфилии, небольшой области на юго-западном побережье Малой Азии, однако весьма скудно зафиксированная; это наречие выделяется в пятую большую группу диалектов или считается реликтом микенского языка с наложившимся дорическим и местным негреческим влиянием.

Степень отношения древнемакедонского языка к греческому недостаточно ясна: он мог быть как близким негреческим индоевропейским языком, так и связан некоторым родством с ветвью западных диалектов.

Дорический диалект имел заметно отличающиеся варианты: островной (например, дорический Крита), дорический юга Пелопоннеса (наречие Лаконии — Спарты) и дорический севера полуострова, на котором говорили, например, в Коринфе. Известный лесбосский диалект входил в эгейско-азиатскую подгруппу эолийского наречия. В колониях за пределами Греции происходило «смешение» выходцев из различных районов Эллады, и как следствие смешение диалектных форм. Дорический диалект развивался обособленно от других диалектов и достаточно сильно отличался от них фонетически; современными потомками дорического диалекта является современный цаконский язык в западной Греции и итало-румейский язык в южной Италии.

Фактически деление можно довести вплоть до «языков» городов-государств (и прилегающих к ним территорий) или до «языка» небольшого острова.

Диалекты, не относящиеся к ионийской группе, известны по сохранившимся записям фрагментов произведений лесбосской поэтессы Сапфо и спартанского поэта Пиндара.

После завоеваний Александра Македонского в IV веке до н. э. развивается общегреческий язык, язык международного общения в Восточном Средиземноморье — койне, главным образом базировавшийся на аттическом диалекте, хотя и не только на нём. Местные варианты постепенно исчезают, хотя в Южной Италии и Сицилии сохранился потомок дорического диалекта (пелопонесского) — грико. К VI веку н. э. койне перешёл в средневековый греческий язык.

Письменность Править

Основная статьи Греческая письменность, Греческий алфавит

Древние греки использовали греческий алфавит, произошедший, как считается, от финикийского письма. В классическом виде греческий алфавит, состоявший из 24 букв, сложился к концу V в. до н. э. В древнейших надписях направление письма шло справа налево, затем в течение некоторого времени использовался способ письма под названием бустрофедон (буквально «поворот быка») — направление письма чередовалось от строки к строке. В IV в. до н. э. окончательно утвердилось современное направление — слева направо. В эллинистическую эпоху в надписях стали применяться надстрочные знаки, обозначавшие три типа ударения и два типа придыхания.

Лингвистическая характеристика Править

Фонологические сведения Править

Согласные Править

    Губные Переднеязычные Заднеязычные
Шумные смычные Звонкие Шаблон:Lang [b] Шаблон:Lang [d] Шаблон:Lang [g]
Глухие Шаблон:Lang [p] Шаблон:Lang [t] Шаблон:Lang [k]
Придыхательные Шаблон:Lang [] Шаблон:Lang [] Шаблон:Lang []
Сонанты Носовые Шаблон:Lang [m] Шаблон:Lang [n]  
Плавные   Шаблон:Lang [l] Шаблон:Lang [r] []  
Аффрикаты   Шаблон:Lang [ps] Шаблон:Lang [ds] [sd] Шаблон:Lang [ks]
Фрикативные Щелевые ϝ [w] Шаблон:Lang [s]  

В системе древнегреческих согласных (Шаблон:Lang — согласный) можно выделить 17 фонем (без дигаммы). Звуки [[[:Шаблон:Lang]]], [[[:Шаблон:Lang]]], [[[:Шаблон:Lang]]] в классический период произносились именно как придыхательные [pʰ], [tʰ], [kʰ], что подтверждается латинскими заимствованиями из древнегреческого. Смычные согласные на конце слов исчезли в дописьменный период, в результате чего слово всегда оканчивается либо на гласный, либо на согласные Шаблон:Lang, Шаблон:Lang, Шаблон:Lang. Буквы Шаблон:Lang [ds], Шаблон:Lang [ks], Шаблон:Lang [ps], на конце слова могли передавать как отдельные фонемы, так и сочетание согласных на границе двух частей слова, тем не менее, заканчиваясь на Шаблон:Lang. Звук, обозначаемый дигаммой Ϝ, довольно долго сохранялся в дорийских и в эолийских диалектах, в отличие от аттического диалекта, в котором он исчез ещё в доклассический период.

Гласные Править

Древнегреческий язык обладал богатой системой гласных фонем (Шаблон:Lang — гласный), их система подразделяется на монофтонги и дифтонги, при том обе подсистемы имеют как долгие так и короткие варианты. Система монофтонгов включает в себя 10 фонем, попарно противопоставляемых по долготе 5 звуков:

Краткие Шаблон:Lang [ă] Шаблон:Lang [ŏ] Шаблон:Lang [ĕ] Шаблон:Lang [ ĭ ] Шаблон:Lang [ ǚ ]
Долгие Шаблон:Lang [ā] Шаблон:Lang [ō] Шаблон:Lang [ē] Шаблон:Lang [ ī ] Шаблон:Lang [ ǖ ]

Различие по долготе было смыслоразличительным, краткий звук считают одноморным, долгий — двуморным, с соотношением равным примерно 1:2. На письме по долготе/краткости последовательно различались Шаблон:Lang и Шаблон:Lang, Шаблон:Lang и Шаблон:Lang, по мере надобности (различение смысла) над древнегреческими буквами проставляются латинские обозначения долготы ˉ или краткости ˘.

Дифтонги Править

Отличительной чертой древнегреческого языка является сохранение большого числа общеиндоевропейских дифтонгов (Шаблон:Lang — «двоезвучие»), первоначально сочетаний гласных с сонантами (полугласными); по количеству древнегреческие дифтонги равны долгому гласному, вторым элементом могут быть гласные Шаблон:Lang или Шаблон:Lang. Различаются явные (собственные) и неявные (скрытые) дифтонги.

Явные дифтонги Шаблон:Lang [ai] Шаблон:Lang [ei] Шаблон:Lang [oi] Шаблон:Lang [üi] Шаблон:Lang [aü] Шаблон:Lang [eü] [ẹ] Шаблон:Lang [oü] [ọ]
Неявные дифтонги Шаблон:Lang [āi] Шаблон:Lang [ēi] Шаблон:Lang [ōi]     (Шаблон:Lang [ēü]) (Шаблон:Lang [ōü])

Явные дифтонги долгие произносились как два гласных (но в одном слоге), Шаблон:Lang и Шаблон:Lang могли быть в конце слова и долгими и краткими, во втором случае второй элемент редуцировался и мог произноситься как [j]. Дифтонг Шаблон:Lang начал превращаться в монофтонг [u] с конца V века до н. э., однако по традиции он записывался диграфом Шаблон:Lang. Диграфы Шаблон:Lang и Шаблон:Lang не всегда обозначают дифтонги [ei] и [oü]. Иногда они выступали для обозначения долгих глубоких звуков [ẹ] и [ọ], это так называемые «ложные дифтонги». При отношении двух гласных к разным слогам, то есть при сочетании не составляющем дифтонг, над вторым элементом Шаблон:Lang или Шаблон:Lang ставилась трема, например Шаблон:Lang.

Скрытые дифтонги — три сочетания Шаблон:Lang [āi], Шаблон:Lang [ēi], Шаблон:Lang [ōi], в аттическом диалекте потерявшие конечный элемент к II—I векам до н. э. Впоследствии в Византии с XII века восстановили диграфы в ином виде — снизу к букве приписывали небольшую иоту, получившую название «иоты приписной». Хотя второй элемент не произносился, бывший дифтонг оставался показателем некоторых морфологических форм (например, дательный падеж в тематическом Шаблон:Lang/Шаблон:Lang склонении; пример написания: Шаблон:Lang — «я пою»). Из дифтонгов с первым долгим элементом и вторым Шаблон:Polytonic в аттическом диалекте сохранился дифтонг Шаблон:Lang, появлявшийся только в определённых глагольных формах. Дифтонг Шаблон:Lang существовал в других ионийских диалектах, но не в аттическом.

Ударение Править

В древнегреческом языке словесное ударение было музыкальным, то есть характеризовалось изменением тона подударного гласного. Краткий (одноморный) ударный гласный мог иметь только восходящий тон, обозначающийся знаком острого ударения ´, двухморный (долгий) гласный или дифтонг мог иметь как острое ударение (с поднимающимся на второй море тоном), так и облечённое ˜ или , с преломленным тоном, восходящим на первой море и нисходящим на второй. Ударение в аттическом диалекте определялось законом трисиллабии (Шаблон:Lang — три, Шаблон:Lang — слог), было свободным в рамках последних трёх слогов слова. Острое ударение на последнем слоге слова, находящегося в середине синтагмы, изменялось, что на письме отражалось постановкой тяжёлого ударения ` вместо острого в конце слов, за которыми не следовало знака препинания. Острое ударение на последнем слоге также не переходило в тяжёлое, если за словом следовала энклитика.

Придыхание Править

Гласный звук в начале древнегреческого слова характеризовался придыханием. Различается два вида придыхания, тонкое (на письме ʼ) и густое (на письме ʽ), которое произносится как фрикативные [[[:Шаблон:Lang]]] или [h]. О характере тонкого придыхания ничего не известно.

Звук [[[:Шаблон:Lang]]] в начале слова в аттическом диалекте всегда произносился с густым придыханием.

Над согласным звуком Шаблон:Lang в начале слова ставится знак тяжёлого придыхания (Шаблон:Lang), так как в этой позиции он обладал придыхательным характером, что отражается в латинских заимствованиях, например (лат. Rhodus — Родос).

Над дифтонгами знаки придыхания ставятся над вторым элементом, как и знаки ударения.

Слог Править

В древнегреческой поэзии развилась, в первую очередь, метрика, квантитативная сторона стиха — определённый ритм, чередование долгих и кратких звуков. Существовало два жанра поэзии, определявших структуру стиха — декламационный и мелический. Первый жанр выделял в произведении словесное содержание (как у Гомера), и основой его метрического деления была повторяющаяся стопа. Основой второго жанра была музыка, метрический ряд включал в себя разные стопы, которые могли составлять несходные между собой сочетания (как у Сапфо или Алкея).

Типы чтения древнегреческих текстов Править

Открыв для себя античное наследие в эпоху Возрождения, европейские учёные стали читать древнегреческие тексты со средневековым, византийским произношением. Иоганн Рейхлин способствовал распространению чтения подобного вида на территории Германии, получившего позже название «рейхлиново». Голландский учёный Эразм Роттердамский, сопоставляя греческие слова и заимствования из древнегреческого в латинском языке, пришёл к выводу, что «рейхлиново» чтение неверно. Но обе системы получили развитие, причём рейхлиново чтение применяется чаще для церковных текстов. Эразмово чтение тоже достаточно условно; оно не соблюдает противопоставление по долготе/краткости гласных. Ниже приводится таблица, обозначающая разницу между рейхлиновым и эразмовым произношением.

Написание Рейхлиново Эразмово
Шаблон:Lang, Шаблон:Lang, Шаблон:Lang [i] [i], [ē], [ü]
Шаблон:Lang, Шаблон:Lang, Шаблон:Lang [i] [oj], [ej], [üi]
Шаблон:Lang [e] [aj]
Шаблон:Lang, Шаблон:Lang [av], [af]; [ev], [ef] [au], [eu]
Шаблон:Lang [v] [b]
Шаблон:Lang [j] между гласными [g]
Шаблон:Lang [f], [θ] межзубный [th] придыхательное [t]
Шаблон:Lang [z] [dz]

Рейхлиново чтение отражало фонетику средневекового греческого языка; в светских учебных заведениях принято эразмово произношение, которое может варьироваться в зависимости от фонетических особенностей языка данной территории. Например, немцы могут читать дифтонг Шаблон:Lang как [oj], так как его транслитерация в немецком языке eu читается так.

Морфология Править

Древнегреческий, как большинство других древних индоевропейских языков обладает сильно развитой синтетической структурой, сохранившей черты архаических протоиндоевропейских форм. Глаголы имели четыре формы наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное и желательное), три залога (действительный, страдательный и медиальный), три лица (первое, второе, третье), также допускалось спряжение по трём числам (но в двойственном числе только по второму и третьему лицам). Глаголы спрягались по трём видовым основам — основе настоящего времени (презенса), обозначавшей развивающееся действие, основе аориста, обозначавшей законченное действие, и основе перфекта, обозначавшей действие глагола с позиции результата и актуальности результата.

Имя, τὸ ὄνομα Править

Все имена подразделяются по типу склонения на две группы, в первую группу входят все имена, за исключением личных местоимений, составляющих вторую группу. У имени в древнегреческом языке три категории: род, число и падеж.

Категория рода у существительных классифицирующая (не изменяющаяся), у других согласующаяся (как у прилагательных) и может вообще отсутствовать (как у личных местоимений) и представлена противопоставлением трёх родов.

Имена могли иметь три числа — единственное, двойственное и множественное; двойственное число употреблялось для обозначения двух объектов и имело усечённую парадигму — из двух падежей: именительно-звательно-винительного («сильного») и родительно-дательного («слабого») падежа (см. ниже).

Категория падежа представляла собой свёрнутую в 5 падежей праиндоевропейские 8 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный и звательный. Падежи группировались по двум признакам — с одной стороны оппозиции сильных (прямообъектных — именительного и винительного) и слабых (непрямообъектных — родительного и дательного) падежей, а с другой стороны — оппозиции прямых (именительного и звательного) и косвенных (родительного, дательного и винительного) падежей.

Основная группа имён делится на три склонения по типу основы (как и в латинском языке, а не по окончанию, как в русском)

  • склонение на долгую (Шаблон:Lang) и краткую (Шаблон:Lang), или I склонение, нетематическое, но позже испытывавшее влияние тематического.
  • тематическое (на тематическую гласную) склонение на основу Шаблон:Lang (o/e), или II склонение.
  • атематическое склонение, при присоединении окончания к основе без соединительного гласного, или III склонение.

Глагол, τὸ ῥῆμα Править

Древнегреческий глагол обладает следующим грамматическим категориям:

  • вид, τρόπος (исторически называются по образованному от них времени):
    • основа презенса (для развивающегося действия)
    • основа аориста (обозначает законченное действие)
    • основа перфекта (для обозначения действия с позиции его результата)
  • время, χρόνος:
    • актуальные времена:
      • презенс, ἐνεστώς (настоящее время, обозначает незаконченное во времени действие)
      • футурум I, μέλλων (будущее, обозначает отнесенность действия к будущему, независимо от его завершенности)
      • футурум II, μέλλων (будущее, обозначает действие, которое произойдет до другого действия, также в будущем)
      • футурум III, μέλλων τετελεσμένος (будущее завершенное, малоупотребительное)
      • перфект, παρακείμενος (в значении настоящего времени, для обозначения действия с позиции его результата)
    • исторические времена:
      • имперфект, παρατατικός (прошедшее несовершенного вида)
      • аорист, ἀόριστος (прошедшее совершенного вида)
      • перфект, παρακείμενος (в значении прошедшего времени, для обозначения действия с позиции его результата)
      • плюсквамперфект, ὑπερσυντελικός (обозначает действие, произшедшее до другого действия в прошлом)
  • наклонение, ἔγκλισις:
    • изъявительное, ἀποφαντική
    • повелительное, προστακτική
    • сослагательное, ὑποτακτική
    • желательное, εὐκτική
  • залог, διάθεσις:
    • действительный, ἐνεργετική
    • средний, μέση
    • страдательный, παθητική
  • лицо, πρόσωπον:
    • первое лицо, πρῶτον
    • второе лицо, δεύτερον
    • третье лицо, τρίτον
  • число, ἀριθμός:
    • единственное, ἑνικός
    • двойственное, δυϊκός
    • множественное, πληθυντικός

Глагол изменяется по двум спряжениям: тематическому (так как они присоединяют окончание в презенсе с помощью т. н. тематического гласного ο/ε, эти глаголы в первом лице единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения действительного залога имеют окончание -ω) и атематическому (присоединяют окончание непосредственно к основе, в первом лице единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения действительного залога имеют окончание -μι).
Глагол в древнегреческом языке обладает двумя неличными формами: инфинитивом (ἀπαρέμφατον) и причастием (μετοχή).
К системе глагольных форм примыкают два типа отглагольных прилагательных (ῥηματικά ἐπίθετα).

Основные способы словообразования Править

Синтаксис Править

Структура предложения Править

Генетическая и ареальная характеристика лексики Править

Литература Править

Учебные пособия Править

Словари Править

Ссылки Править

Словари Править

См. также Править

Шаблон:Инкубатор

Шаблон:История греческого языка