ФЭНДОМ

Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии
United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
Flag of the United Kingdom Герб Великобритании
Флаг Великобритании Герб Великобритании
250px
Национальный девиз: «Dieu et mon droit»
Гимн: «God Save the Queen»
Основано 1801
Официальный язык Английский
Столица Лондон
Крупнейший город Лондон
Форма правления Конституционная монархия
Глава государства
Премьер-министр
Королева Елизавета II
Дэвид Кэмерон
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
77-я в мире
244 101 км²
1,3
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
21-я в мире
60 441 457
247 чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта Фунт стерлингов (GBP)
Интернет-домены .uk .gb
Телефонный код +44

Великобритания (полное название — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии) — островное государство в Западной Европе, форма правления — конституционная монархия. Столица — город Лондон.

Шаблон:Другое значение Шаблон:Портал

История Править

Полная статья: История Англии, История Великобритании

Британские острова завоёваны в VVI веках англосаксами. После нормандского завоевания Англии 1066 завершился процесс феодализации, сопровождавшийся политическим объединением страны. Во 2-й половине XIII века возник английский парламент, оформилась сословная монархия. Развитие товарно-денежных отношений и борьба крестьянства (восстание Уота Тайлера 1381 и др.) привели (XV век) к почти полной ликвидации личной зависимости крестьян. В то же время крестьяне были лишены земельной собственности, что привело к их быстрой пролетаризации. В период Реформации, в 1534, создана англиканская церковь. Английская революция XVII века обеспечила утверждение капитализма. В конце XVII века оформились политические партии — тори и виги (в середине XIX века трансформировались соответственно в Консервативную и Либеральную партии). После закрепления в 1707 присоединения Шотландии16491651 была покорена Ирландия) за объединённым королевством закрепилось название Великобритания. В конце XVIII — 1-й половине XIX веков происходил промышленный переворот. С завоевания Ост-Индской компанией богатой Бенгалии начинается создание британской колониальной империи. Около трети всех английских инвестиций этого времени имеют индийское происхождение. В 1830-е годы утвердилась фабричная система производства. В 1830 — 1840-е гг. развернулось первое массовое движение пролетариата — чартизм. В 1840-е Ирландию поражает голод, жертвами которого становится более миллиона человек. В 1868 создан Британский конгресс тред-юнионов. В 1900 основана Лейбористская партия Великобритании. В XIX веке Великобритания стала крупнейшей колониальной державой мира (Британская империя). В годы Второй мировой войны Великобритания была одним из главных участников антигитлеровской коалиции. В ходе распада Британской колониальной империи независимость получили к середине 1970-х годов почти все английские колонии. После Второй мировой войны правительства Великобритании попеременно формировали лейбористы (19451951, 19641970, 19741979, с 1997 по 2010) и консерваторы (19511964, 19701974, 19791997, с 2010 по настоящее время).

Политическая структура Править

Полная статья: Политическая структура Великобритании

Возглавляет Содружество Наций. Великобритания — конституционная монархия во главе с королевой. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Палата общин и Палата лордов). Правительство возглавляет премьер-министр.

Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.

Другая сторона несовершенства законов страны — сравнительно лёгкое предоставление политического убежища разного рода преступникам. Яркий пример — террорист Ахмед Закаев и экономический преступник Борис Березовский. Предоставление убежища таким одиозным личностям часто не находит понимания даже среди политиков других стран Евросоюза. Тем не менее Великобритания официально заявляет, что активно борется с терроризмом и экономическими преступлениями.

Административное деление Править

Столица — Лондон. Великобритания состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большой Лондон), Уэльса (9 графств, 3 города, и 10 городов-графств), Шотландии (32 области) и Северной Ирландии (26 районов).

Географические данные Править

Файл:Great Britain Location RU.gif

Полная статья: Географические данные Великобритании

Государство в Северо-Западной Европе, на Британских островах (остров Великобритания и северо-восточная часть острова Ирландия, остров Мэн и Нормандские острова), омывается Атлантическим океаном и его морями. Площадь 241 тыс. км².

На севере и западе преобладает горный рельеф — Северо-Шотландское нагорье (до 1344 м), Пеннинские и Кембрийские горы; на юге и юго-востоке — холмистые равнины. Климат умеренно океанический, влажный. Средние температуры января от 3 до 7 °C, июля 11—17°C; осадков до 3000 мм в год на западе и 600—750 мм на юго-востоке. Основные реки: Темза, Северн, Трент, Мерси, Клайд. Леса (бук, дуб, берёза) занимают около 9 % территории Великобритании.

Экономика Править

Полная статья: Экономика Великобритании

Великобритания — высокоразвитая индустриальная страна, крупный поставщик готовой промышленной продукции на мировой рынок и крупный экспортёр капитала (преимущественно в развитые страны). ВНП на душу населения 16070 долларов в год. Добыча нефти и природного газа (в основном на шельфе Северного моря), каменного угля. Наиболее развиты машиностроение (ориентировано на выпуск нестандартной продукции, а также различных видов и типов машин), в том числе электротехническое и электронное, транспортное (включая крупное авиаракето-, автомобиле- и судостроение), станкостроение, сельскохозяйственное, производство промышленного оборудования, подъёмно-транспортной техники и др., химическое и нефтехимическое (Великобритания занимает одно из ведущих мест в мире по производству и экспорту синтетических волокон и красителей, пластмасс, моющих средств, удобрений и др.), фармацевтическая, нефтеперерабатывающая промышленность, чёрная (качественные стали) и цветная (олово, алюминий) металлургия. Старейшая отрасль английской промышленности — текстильная — утратила прежнее значение. Крупная пищевкусовая (традиционное производство виски, пива; переработка импортного сельскохозяйственного сырья) промышленность; производство обуви, трикотажа; известен английский фарфор. В сельском хозяйстве преобладает молочное и мясо-молочное скотоводство и беконное свиноводство; мясо-шерстное овцеводство. Выращивают преимущественно ячмень, пшеницу, сахарную свеклу, овёс, картофель. Овощеводство и плодоводство (крупное парниково-тепличное хозяйство), цветоводство (нарциссы, тюльпаны).

Денежная единица — фунт стерлингов = 100 пенсов.

Население Править

Полная статья: Население Великобритании

Население 59,834,900 (июль 2004) человек, в том числе англичане (80 %), шотландцы (15 %), уэльсцы (или валлийцы) и ирландцы.

Культура Править

Полная статья: Культура Великобритании

Культура Соединённого Королевства богата и разнообразна. Она в значительной мере влияет на культуру в мировом масштабе. Великобритания обладает сильными культурными связями со своими бывшими колониями, особенно с теми гоcудаствами, где английский язык является госудаственным. Значительный вклад в британскую культуру за последние полвека внесли иммигранты из Индийского субконтенента и стран Каррибского бассейна. В процессе формирования Соединённого Королевства в его состав вошли, отличающиеся друг от друга, культуры бывших независимых государств, поэтому следует рассматривать их в отдельности.

Вооружённые силы Великобритании Править

Полная статья:Вооружённые силы Великобритании

Файл:BAF.jpg

Вооруженные силы Великобритании (Шаблон:Lang-en) Главнокомандующим Британских Вооружённых сил является британский монарх, королева Елизавета II. ВС Великобритании находятся под управлением Оборонного Совета Министерства Обороны. Основной задачей Британских Вооружённых сил является защита Соединенного Королевства и его заморских территорий, продвижение интересов безопасности Великобритании и поддержка международных миротворческих усилий.Также ВС Великобритании активные и постоянные участники операций НАТО и сил коалиции в Ираке и Афганистане.

Различные вопросы Править

Cсылки Править

Шаблон:Wikinewscat

Предшественница:
Соединённое королевство Великобритании и Ирландии
1801-1922
Соединённое королевство
Великобритании и Северной Ирландии

1922—наше время
Преемница: