ФЭНДОМ

Белорусcия, Беларусь
Рэспубліка Беларусь, Беларусь
Шаблон:Флаг Белоруссии Герб Белоруссии
Флаг Белоруссии Герб Белоруссии
Europe location BLR
Национальный девиз: нет
Гимн: «Мы, беларусы…»
Дата независимости 21 августа 1991
  1. REDIRECT Шаблон:Nobr
Официальные языки белорусский, русский
Столица Минск
Крупнейший город Минск
Форма правления Президентская республика
Президент
Премьер-министр
Александр Лукашенко
Сергей Сидорский
Территория
  • Всего
93-я в мире
207 600 км²
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
79-я в мире
10 293 011
49 чел./км²

Шаблон:2 cell table row

Валюта белорусский рубль
Телефонный код +375

Респу́блика Белару́сь (Шаблон:Lang-be), Белору́ссия[1]государство в Восточной Европе, до 1991 года - Белорусская Советская Социалистическая Республика.

С 2 апреля 1997 - член Союза России и Белоруссии.

Граничит с Россией на востоке и севере, Литвой и Латвией на севере и северо-западе, Польшей на западе, Украиной на юге.

История Править

Основная статья: История Белоруссии

Государственное устройство Править

Исполнительная власть Править

Президент Республики Беларусь — глава государства.

Президентом Республики Беларусь является А. Г. Лукашенко, впервые избранный на этот пост в 1994 году.

14 мая 1995 года по инициативе Лукашенко был проведён первый в истории Белоруссии референдум, на который было вынесено 3 вопроса — о придании русскому языку статуса государственного, наравне с белорусским, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба и о поддержке действий Президента Республики Беларусь, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. По всем трём вопросам было вынесено положительное решение. За проголосовало 83,3 %, 75,1 % и 83,3 % соответственно [2]

24 ноября 1996 года был проведён второй референдум, на который были вынесены 4 вопроса, предложенных Президентом, и 3 вопроса, вынесенных депутатами Верховного Совета. В результате положительное решение было принято по двум вопросам — о переносе Дня независимости на 3 июля (день освобождения города Минск от гитлеровских захватчиков) и о принятии изменений и дополнений в Конституцию, предложенных Президентом [3]. Эти изменения расширили полномочия исполнительной власти.

17 октября 2004 года в Белоруссии проведён референдум, на котором, по официальным данным, 77,3 % белорусских избирателей поддержали исключение из Конституции государства ограничения на количество президентских сроков и разрешили Александру Лукашенко участвовать в следующих президентских выборах. В Белоруссии официально зарегистрировано 7,1 млн. избирателей. По данным Центризбиркома, явка на голосование составила 89,7 %.

19 марта 2006 года прошли очередные Президентские выборы. Победу в первом туре одержал Александр Лукашенко, набравший 82,6 % голосов. Его ближайший соперник — представитель оппозиции Александр Милинкевич — получил лишь 6 %. Белорусская оппозиция, США и ЕС не признали результаты выборов, заявив, что они прошли со многочисленными нарушениями и не соответствовали демократическим стандартам. Наблюдатели от СНГ и России посчитали, что существенных нарушений в ходе выборов не было и их результаты отвечают волеизъявлению белорусского народа. Более подробно см. статью Президентские выборы в Белоруссии (2006).

Законодательная власть Править

Законодательный орган Республики Беларусь — двухпалатное Национальное собрание.

Верхняя палата — Совет Республики (64 места). 56 депутатов избираются региональными органами законодательной власти, 8 назначаются президентом.

Нижняя палата — Палата представителей (110 мест). Депутаты избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах. Срок полномочий депутатов — 4 года.

Председатель Совета Республики — Геннадий Новицкий.

Спикер Палаты представителей — Владимир Коноплев.

История парламентаризма в Белоруссии Править

В 1995 выборы в Верховный совет признаны не состоявшимися по причине низкой явки избирателей.

В 1996 Верховный совет заменён новым двухпалатным законодательным органом — Национальным собранием.

17 октября 2004 года состоялись очередные парламентские выборы. По утверждению оппозиции, все избранные депутаты входят в так называемый «список Лукашенко».

Административное деление Править

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Белоруссия включает в себя 6 областей (Брестская область, Гомельская область, Гродненская область, Могилёвская область, Минская область, Витебская область) и 1 город республиканского подчинения (Минск).

Географические данные Править

Белоруссия расположена в Восточной Европе, граничит с Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей. Площадь — 207 600 км².

Белоруссию называют страной озёр — в республике их около 11 тысяч. Больше всего озёр на севере и северо-западе. Леса занимают около 2/5 территории страны. Здесь сравнительно мало крупных лесных массивов (два крупнейших — Беловежская и Налибокская пущи), но нет и безлесных районов.

Экономика Править

Основная статья: Экономика Белоруссии

Основные отрасли экономики Белоруссии — машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, легкая и пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Белоруссия — крупный экспортёр грузовых автомобилей (МАЗ, БелАЗ), тракторов (Беларус), дорожно-строительной и коммунальной техники (Амкодор), телевизоров (Горизонт), холодильников (Атлант), химических волокон и нитей (Полимир), калийных удобрений (Беларуськалий), продукции текстильной и легкой промышленности.

По данным Минстата рост ВВП Белоруссии в 2006 г. достиг 9,9 %, инфляция составила 6,6 %, рост промышленного производства 11,3 %[4], рост инвестиций в основной капитал — 31,4 %[5]. Валовый продукт на душу населения (по паритету покупательной способности) составил 7800 долларов[6].

По мнению экспертов, значительный экономический рост республики в 2004—2006 связан в первую очередь с особенностями экономических реформ 1990-х и особыми отношениями с Россией.

В Белоруссии после обретения независимости не проводилось широкомасштабной приватизации крупных промышленных предприятий. При их акционировании акции в основном остались в собственности государства. Государственные предприятия продолжают играть доминирующую роль — на них приходится не менее 75 % ВВП. Наиболее крупные — производственные объединения «Белнефтехим» (объединяет Мозырский и Новополоцкий НПЗ, «Беларуськалий», «Гродноазот», обеспечивая до половины экспортной выручки Белоруссии), «Белэнерго», «Белтрансгаз». Структура промышленного производства была в основном сохранена.

Социальная и экономическая стабильность обеспечиваются доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по ценам ниже мировых. В то же время белорусская экономика в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2005 г. на Россию пришлось $5,7 млрд из $15,9 млрд белорусского экспорта.

Белоруссия практически полностью зависит от внешних поставок энергоносителей. В то же время она располагает двумя нефтеперерабатывающими заводами, построенными в советские времена, — Мозырским и Новополоцким. Производственные мощности были частично модернизированы с учётом требований европейского рынка. Одновременно происходило постепенное увеличение объёмов нефтепереработки (с 12 млн т в 2001 г. до 20 млн т в 2006 г.) и соответствующий рост экспорта нефтепродуктов (почти в 5 раз с 2002 по 2006 гг., когда он составил $7,5 млрд).

До конца 2006 года Белоруссия имела возможность закупать нефть в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты по мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности страны в нефтепродуктах, по и получать значительные доходы. Расходы на газоснабжение частично компенсируются за счёт реэкспорта российского газа. В этой ситуации Белоруссия, не имея собственных нефти и газа, не пострадала, а выиграла от роста мировых цен на энергоносители.

Практически вся белорусская энергетика, а также химия и производство удобрений зависят от российского газа, получаемого Белоруссией по сниженным ценам. Разница между закупочными ценами и отпускными ценами для промышленных потребителей идёт в госбюджет, позволяя осуществлять различные государственные социальные программы.

Население Править

Файл:Belarus-demography.png
Основная статья: Население Белоруссии

По данным Министерства статистики на 1 января 2007 в Белоруссии проживало 9 712 700 человек (99,6 % к уровню 2005 года).

В 2006 году в стране родилось 95 743 человека (106 % к 2005), коэффициент рождаемости 9,8 человека на 1000 населения (в 2005 — 9,2). Умерло в 2006 году 138 944 человека (98 % к 2005), коэффициент смертности составил 14,3 на 1000 (в 2005 — 14,5) [7].

Прирост населения составляет −0.06 %, сальдо миграции положительно — 2.3 на 1000 населения (в страну въезжает больше, чем выезжает).

Основные национальности — белорусы, русские, поляки, украинцы и евреи.

Культура Править

Основная статья: Культура Белоруссии

См. также Править

Спорт Править

Основная статья: Спорт в Белоруссии

Внутренняя политика Править

Внешняя политика Править

В 1922 Белорусская Советская Социалистическая Республика стала членом-учредителем СССР, в 1945 - членом-учредителем ООН, в 1991 - СНГ

Беоруссия является членом ОДКБ, Евразэс, а также других международных объединений.

Вооружённые силы Править

См. также Править

Ссылки Править

Шаблон:Навигация

Примечания Править

  1. Традиционное название в русском языке.
  2. Центральная комиссия РБ по выборам и проведению республиканских референдумов Республиканский референдум 14 мая 1995 года
  3. Центральная комиссия РБ по выборам и проведению республиканских референдумов Республиканский референдум 24 ноября 1996 года
  4. http://naviny.by/rubrics/economic/2007/02/06/ic_news_113_266426/
  5. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/svodn_2000-2005.php
  6. https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/bo.html#Econ
  7. http://naviny.by/rubrics/society/2007/01/18/ic_news_116_265761/

Шаблон:Европа